Возмещение с виновника аварии

Выплаты виновника ДТП, возмещение ущерба

После аварии помимо вопросов правильного оформления бумаг нередко возникает вопрос – какие выплаты виновника ДТП, возмещение ущерба от которого в добровольном порядке не последовало, может получить потерпевший? И собственно, кто считается потерпевшим в ДТП, на возмещение какого вреда можно рассчитывать и в каких случаях компенсация ограничится только выплатами по ОСАГО?

На эти и другие актуальные вопросы порядка возмещения ущерба после аварии, когда виновник ДТП установлен, ответит размещенная ниже информация. Кроме того, дежурному юристу сайта можно задать дополнительные вопросы – эта помощь бесплатна и оперативна.

Когда водитель попал в ДТП, он обязан соблюдать правила дорожного движения и оформить факт происшествия документально. Это может быть европротокол или оформление ДТП с участием сотрудников ГИБДД. После получения документов страховой компанией, последняя обязана в течение 20 дней произвести выплату. По результатам независимой оценки после подачи претензии по ОСАГО потерпевший может рассчитывать на увеличение размера возмещения.

От чего зависит сумма ущерба?

Правые основания расчета компенсационных сумм в 2020 году содержаться в Федеральном Законе № 40, в ст. 7 определено понятие страховой суммы, в ст. 12 – её размер и порядок выплат.

Расчет компенсационных выплат в случае ДТП в 2020 году зависит от многих связанных между собой факторов, специалисты принимают во внимание:

  • Стоимость поврежденных деталей с учетом амортизации + сами работы по восстановлению автомобиля сдержатся в п.19 ст.12.
  • Сумму выплаты за проведение экспертной оценки всех повреждений авто (ст. 12.1 Закона)
  • В случае полной гибели имущества, возмещение оговоренной в договоре цены авто, также с учетом амортизации, а не стоимости нового автомобиля (ст.7)

Другие произведенные материальные затраты регулируются Гражданским Законодательством, поскольку указанным правовым актом имущественные отношения сторон никак не регулируются (ст. 15, 1064, 1072 ГК РФ). К возмещению ущерба допускается причислить:

  • Компенсация стоимости медицинских услуг и лечебных курсов по восстановлению утраченного здоровья и реабилитации после аварии, покупки лекарственных средств.
  • Стоимость услуг эвакуатора и стоянки.
  • На транспортировку пострадавших в медицинское учреждение.
  • Компенсация заработной платы на время прохождения восстановления трудоспособности.
  • В случае летального исхода оплата всех погребальных услуг.

Но страховая сможет выплатить только до 500 т. р. на затраты, связанные с восстановлением здоровья, и 400 т. р. на компенсацию потери имущества.

Все, что было потрачено сверх указанных сумм, сюда относят, в том числе моральные страдания пострадавшего в аварии лица, возмещается виноватым в судебном порядке, если нет согласия на добровольные выплаты.

  • Отсутствие прав на управление авто, либо не сдавший экзамен на знание правил движения и вождения.
  • Удостоверение водителя выдано на другую категорию автомобилей.
  • К управлению допущен лишенный удостоверения водителя гражданин.

Размер госпошлины

Размер госпошлины при подаче искового заявления зависит от цены иска. Если она не превышает:

  • 20 тыс. руб. — стоимость пошлины составит 400 руб. ;
  • 100 тыс. руб. — размер госпошлины увеличится до 800 руб. , а также дополнительные 3% от всей суммы.

При иске до 200 тыс. руб . размер госпошлины будет составлять 3200 руб. и дополнительно 2% от текущей суммы.

Если вы решили взыскать более крупную сумму (до 1 млн. руб. ), то госпошлина возрастает до 5200 руб. и 1% от всей суммы. При цене иска выше 1 млн. руб. вам придется уплатить пошлину до 13200 руб. плюс 0,5% от требуемой суммы.

При наличии требований о компенсации морального вреда необходимо оплатить дополнительную госпошлину, которая составляет 200 руб.

Что значит ответчик затягивает? Судья решение вынес?

Сообщества › Юридическая Помощь › Блог › Взыскание денег с виновника ДТП

Практически каждый день на Драйве появляются посты про то, как страховые компании или пострадавшие в ДТП требуют с виновника ДТП денег, несмотря на то, что страховая выплата не превысила лимит в 400 тысяч рублей.
Когда смотришь комментарии, то большинство сводится к “добрым” советам — денег не платить, посылать в лес и “совсем обнаглели, жулики, лимит не превышен”.
Устав спорить в комментариях о том, что пострадавшие в ДТП и даже страховые компании правы, я решил создать этот пост.
Что такое ОСАГО — знают все, про максимальный размер страховой выплаты (при повреждениях только авто) в 400 тысяч рублей знают тоже практически все, но вот про изменения в нашем законодательстве многие не в курсе.

Как было с самого начала? Страховые компании считали стоимость восстановительного ремонта по своим внутренним убеждениям в минимальном размере, пострадавший пересчитывал эту сумму у первого попавшегося оценщика по среднерыночной стоимости, а разницу суд всегда взыскивал со страховой компании, виновник ДТП в этом процессе не участвовал (кроме случаев регресса, но мы о них сейчас не говорим).

Как стало потом? Страховые компании пролоббировали через Центробанк Единую методику определения расходов на восстановительный ремонт и стали выплачивать деньги по минимальным расценкам, несмотря на то, что для ремонта пострадавшего в ДТП авто в реальности требовалось намного бОльшая сумма, но виновник ДТП в этом процессе опять не участвовал, так как все суды считали, что доплачивать разницу пострадавшему должна только страховая компания и только в том случае, если она занизила выплату по Единой методике. Ну а если выплата не была занижена, но ее все равно не хватило потерпевшему на ремонт, то “сорри, Майкл, итс бизнес”.

Как стало с марта 2017 г? Группа инициативных товарищей обратилась в Конституционный суд РФ с заявлением об оспаривании конституционности п. 1 ст. 1064 и ст. 1072 ГК РФ, согласно которым разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба должна выплачивать только страховая компания, а не виновник ДТП. Рассмотрев жалобу и изучив действующее законодательство, Конституционный суд в своем Постановлении № 6-П от 10.03.2017 г. установил:
“Предусматривая максимальный размер страховой выплаты, на которую вправе рассчитывать потерпевший в случае причинения ему вреда, законодатель обозначил пределы, в которых путем осуществления страховщиком страховой выплаты потерпевшему гарантируется возмещение вреда.
Институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК РФ, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший.
Как показывает практика, размер страховой выплаты, расчет которой производится в соответствии с Единой методикой, может не совпадать с реальными затратами на приведение поврежденного транспортного средства в состояние, предшествовавшее повреждению.
Таким образом, закон предполагает возможность возмещения виновником, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования, потерпевшему, которому страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения”.

Таким образом, Конституционный суд РФ прямо признал право потерпевшего взыскать разницу между выплаченной ему суммой со стороны страховой компании в рамках Единой методики и суммой, потраченной им на ремонт своего авто, с виновника ДТП, даже если страховая выплата не превысила максимальный размер в 400 тысяч рублей.
После этого ситуация по ОСАГО стала развиваться и 28.03.2017 г. были внесены изменения в ст. 12 ФЗ “Об ОСАГО”.
п. 23 — с лица, причинившего вред, может быть взыскана сумма в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
И, наконец, точку в этом деле поставил Верховный суд РФ в своем Постановлении Пленума № 58 от 26.12.2017 г.
п. 35 — Причинитель вреда, застраховавший свою ответственность в порядке обязательного страхования в пользу потерпевшего, возмещает [потерпевшему] разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба если страхового возмещения недостаточно для полного возмещения причиненного вреда.

С учетом указанных изменений в законодательстве, в настоящее время пострадавший в ДТП имеет абсолютное право взыскать с виновника ДТП доплату, которая ему необходима для ремонта своего авто, если страховой выплаты, рассчитанной по Единой методике, не хватило, даже если эта страховая выплата не превысила 400 тысяч рублей.

Читайте также:  Развод в мировом суде, необходимые документы и процедура

Защищен ли виновник ДТП от завышенных требований? Безусловно.
Как указал Конституционный суд,
“лицо, к которому потерпевшим предъявлены требования о возмещении разницы между страховой выплатой и фактическим размером причиненного ущерба, не лишено права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения.
В частности, размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества. Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства, были заменены на новые)”.

Для тех, кто все равно считает, что владелец старых жигулей не имеет право требовать доплаты с виновника ДТП в размере стоимости новых запчастей, я еще раз процитирую вот этот абзац:
уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ И ПОДЛЕЖАТ РЕГУЛЯРНОЙ СВОЕВРЕМЕННОЙ ЗАМЕНЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТС, были заменены на новые)
То есть, если вы въехали в 40 летние Жигули и помяли дверь, а страховой выплаты не хватит на замену двери, то вы будете платить владельцу этих Жигулей разницу между страховой выплатой и стоимостью НОВОЙ двери, так как дверь не является запчастью, подлежащей регулярной своевременной замене и в данном случае не важно, что помятой двери было 40 лет, ее замена на новую не является улучшением транспортного средства.

Ну и в завершении остановлюсь еще на одном моменте — в ФЗ “Об ОСАГО” есть замечательный пп. “ж” п. 16.1 ст. 12, в соответствии с которым пострадавший имеет право получить страховую выплату вместо обязательного ремонта, если он заключил соглашение со страховой компанией. В связи с этим, доводы виновника о том, что пускай пострадавший везет машину на ремонт и делает ее за счет страховой компании, а не требует с меня денег, не основаны на законе. Право получить деньги вместо ремонта — это именно право пострадавшего, данного права никто лишить не может и если страховая компания согласна на выплату, то мнения виновника никто спрашивать не должен.

ПыСы — личное мое мнение, что ОСАГО нужно и важно, ибо в 90% случаях позволяет избежать каких-либо финансовых расходов в случае ДТП, а еще позволяет потерпевшему спокойно, без судов и паяльников, получить деньги на ремонт, в оставшихся же 10% случаев ОСАГО позволяет виновнику заплатить, например, не 150 тысяч, а доплатить всего 20 тысяч, что тоже довольно существенно.

Защищен ли виновник ДТП от завышенных требований? Безусловно.
Как указал Конституционный суд,
“лицо, к которому потерпевшим предъявлены требования о возмещении разницы между страховой выплатой и фактическим размером причиненного ущерба, не лишено права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения.
В частности, размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества. Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства, были заменены на новые)”.

Что можно и как взыскать ущерб с виновника ДТП?

Перед тем как требовать от инициатора случившейся аварийной ситуации компенсацию, следует учесть, что оценка ущерба будет произведена с учётом реального износа автомобиля. Пострадавшему полагаются:

  1. Компенсация за поврежденный корпус и механизмы транспортного средства.
  2. Возмещение расходов на эвакуацию и хранения ТС.
  3. Если после аварии потерпевшим утеряна работоспособность, ему выплачивается компенсация в размере заработной платы.
  4. Выплаты за нанесение морального вреда.
  5. Инициатором происшествия оплачиваются все судебные издержки и экспертизы, проведенные пострадавшим по решению суда.
  6. Оплата лечения.

  1. Компенсация за поврежденный корпус и механизмы транспортного средства.
  2. Возмещение расходов на эвакуацию и хранения ТС.
  3. Если после аварии потерпевшим утеряна работоспособность, ему выплачивается компенсация в размере заработной платы.
  4. Выплаты за нанесение морального вреда.
  5. Инициатором происшествия оплачиваются все судебные издержки и экспертизы, проведенные пострадавшим по решению суда.
  6. Оплата лечения.

Хозяин аварии

Во всяком случае так посчитал Верховный суд. По мнению юристов, это давно сложившаяся практика. Если виновник аварии – водитель, скрылся, если на него не распространяется ОСАГО, если он вообще не имел права управления транспортным средством, то в случае ДТП и водитель, и собственник машины будут нести либо обоюдную, либо солидарную ответственность. В первом случае она делится пополам, во-втором – устанавливается процентное соотношение степени ответственности.

Некая Четвертакова обратилась в суд с иском к некой Митрофановой о возмещении морального вреда в результате автомобильной аварии. Дело в том, что мать Четвертаковой – Марина Дьякова – погибла под колесами машины, двигавшейся задним ходом. Этим автомобилем управлял гражданин Республики Молдова по фамилии Мисиру. Он скрылся с места происшествия и был объявлен в розыск. Но, судя по всему, розыск не помог. И поэтому свои претензии дочь погибшей обратила на собственника автомобиля.

Суд первой инстанции, а также апелляционный пришли к выводу, что раз Митрофанова не была за рулем, то она не должна отвечать за последствия аварии. Однако Верховный суд посчитал иначе.

В ходе расследования уголовного дела Митрофанова – владелец источника повышенной опасности – автомобиля, заявила, что передала его Мисиру во временное пользование с последующим возможным выкупом им машины. Однако Мисиру за машину не расплатился и она осталась в собственности у прежней хозяйки.

Более того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем. А также он не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не изучили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи на автомобиль.

Предположение суда первой инстанции, что на момент передачи у Мисиру было действующее водительское удостоверение, ничем не подтверждено. В общем, суды не рассматривали ответственность за передачу управления источником повышенной опасности неизвестному лицу. У которого нет даже страховки.

Суды вообще не стали устанавливать степень вины водителя и собственника автомобиля. А в таких делах это необходимо. Суд должен определить, насколько безответственность собственника автомобиля, а также беспечность его доверенного лица повлияла на создание аварийной ситуации. Это основание для распределения доли возмещения морального вреда.

Буквально сразу за этим интересным решением ВС вынес определение по другому делу. К счастью, там обошлось без погибших. Пострадала только машина. Водитель пользовался ею по доверенности, однако не был вписан в страховку. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что возмещать ущерб должен именно он. Однако Верховный суд указал, что акт передачи собственником машины другому лицу права управления ею, в том числе с передачей ключей и регистрационных документов на автомобиль, подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование. Он не свидетельствует о передаче права владения имуществом. Такое использование не лишает собственника имущества права владения им, а, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.

Читайте также:  Алименты на второго, третьего ребенка во втором браке

Напомним, ранее Верховный суд уже указывал, что если не собственник автомобиля совершил ДТП, то и не ему отвечать. Но в последнее время судебная практика изменилась.

Лев Воропаев, адвокат:

– Верховный суд РФ уже на протяжении длительного времени исходит из того, что если водитель, который виновен в ДТП, на момент аварии не имел права управления или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность по возмещению вреда здоровью и иного ущерба возлагается и на собственника транспортного средства, как на лицо, которое не проявило должной заботливости и осмотрительности при содержании своего имущества – автомобиля: передало его в пользование лицу, которое в силу закона не имело оснований к управлению транспортным средством и в отсутствие соответствующего договора страхования ответственности.

Собственникам транспортных средств при передаче своего имущества в пользование другим лицам стоит внимательно проверять наличие у таких граждан права управления и страхового полиса ОСАГО. А в случае продажи автомобиля, тем более иностранным гражданам, стоит забыть про такое понятие, как продажа “по доверенности” и оформлять такую продажу исключительно в соответствии с действующим законодательством. Например, при продаже в рассрочку оформлять соответствующий договор купли-продажи с рассрочкой платежа. И после заключения такой сделки стоит обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы не только избежать последствий, указанных выше, но и не получать штрафы с камер за нового владельца и не платить транспортный налог.

Более того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем. А также он не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не изучили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи на автомобиль.

И вот вы, наконец, дождались сотрудников ГИБДД. Что делать дальше?

Требовать от инспектора внесения свидетелей в протокол и не только их данные, но и краткие их показания. Затем требуйте, чтобы инспектор в схеме ДТП указал, что возможны скрытые повреждения вашего автомобиля.

В протоколе укажите ваше ходатайство о приобщении фотографий, которые вы принесете в само подразделение ГИБДД. Есть видеозапись момента столкновения? Отлично, вы уже знаете, что делать, — просить инспектора указать их наличие в протоколе. Но видеозапись не отдавайте, а принесите ее на разбор. Подробно об этой процедуре мы писали в статье про то, как возместить ущерб автомобиля, полученный в дорожной яме.

Соблюдение всех пунктов этой инструкции очень важно, чтобы впоследствии в суде виновник аварии не смог уйти от ответственности, сославшись на то, что не нарушал ПДД или вообще не он был за рулем, а неизвестно кто. Тонкости судебных разбирательств и определения виновника в спорных ДТП мы оставим для другой статьи.

Требовать от инспектора внесения свидетелей в протокол и не только их данные, но и краткие их показания. Затем требуйте, чтобы инспектор в схеме ДТП указал, что возможны скрытые повреждения вашего автомобиля.

Основания

Задача любого страховщика заключается в получении дохода и поиске любого способа уклониться от выполнения финансовых обязательств. Желание компании вернуть потраченные средства легко объяснить (тем более, если для этого имеются законные основания). При этом деньги можно истребовать только с виновной стороны.

Автовладельцы, столкнувшиеся с такой ситуацией, интересуются законностью действий страховщика. По закону выделяется только два пути, когда страховщик вправе потребовать возврата выплаченных средств:

  1. Суброгация — право страховой фирмы, обслуживающей виновника происшествия, требовать от клиента денег, перечисленных в качестве возмещения ущерба для ремонта транспортного средства. Возможность суброгации появляется после выполнения финансовых обязательств и перечисления необходимой суммы. Иными словами, пострадавшее лицо получило компенсацию и не имеет претензий ко второй стороне ДТП. Право истребования перечисленной суммы получает страховая компания. Подобные обстоятельства характерны при наличии у виновника полиса КАСКО (добровольного страхования). Ущерб должен компенсироваться по условиям этого договора.
  2. Регресс— не менее распространенный термин, встречающийся в области страховых услуг. Страховщик как бы наказывает виновника за преступление, имеющее место на проезжей части. Наступление регрессии возможно в нескольких ситуациях. Распространенные причины — поездка на ТС без доверенности, отсутствие водителя в полисе ОСАГО, умышленное причинение аварийной ситуации на дороге. Требование регресса возможно и в других обстоятельствах — при сокрытии виновника с места аварии или нахождении водителя в состоянии опьянения (под действием наркотиков, алкоголя или иных средств).

В соглашении со СК часто указываются причины, по которым страховщик вправе не производить выплаты. В этих пунктах рассмотрены ситуации, которые не относятся к страховым случаям. Иными словами, страхователь по ОСАГО нарушает условия оформленного полиса, поэтому СК снимает с себя ответственность и требует возврата ранее выплаченных средств. Как результат, задача покрытия ущерба переходит к виновной стороне.

В соглашении со СК часто указываются причины, по которым страховщик вправе не производить выплаты. В этих пунктах рассмотрены ситуации, которые не относятся к страховым случаям. Иными словами, страхователь по ОСАГО нарушает условия оформленного полиса, поэтому СК снимает с себя ответственность и требует возврата ранее выплаченных средств. Как результат, задача покрытия ущерба переходит к виновной стороне.

Основания для взыскания

Отношения граждан, а именно водителей, и страховщиков никогда не были простыми. Первые всегда стремились сэкономить, а вторые реализовать сразу две цели — насчитать максимально высокую премию и выплатить минимальную компенсацию. А плюс к этому и вероятность предъявления регресса.

Теоретически страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП в виде аннулирования договора, а это соответственно влечет за собой потерю возможности возврата взноса и выплату пострадавшей стороне за свой счет. Но, для этого нужны веские причины, которые еще нужно найти и обосновать.

Законодательством установлено, в каком случае страховая компания получает право взыскать ущерб с виновника ДТП:

  • Нарушение условий действующего договора. К ним относятся просрочки с платежами, самовольное внесение изменений в текст.
  • Несвоевременная подача данных об изменениях в статусе клиента, сокрытие информации, указанной в обязанностях сторон.
  • Сокрытие обстоятельств, сопутствующих правильному определению стоимости полиса.
  • Совершение преступлений, наказуемых в рамках уголовного кодекса.

Важно! Чтобы на равных вести переговоры с СК о регрессе, нужно хорошо знать свои права, прописанные в нормативных актах.


К ним относятся следующие ситуации:

Возмещение морального вреда при ДТП

Для начала нужно ознакомиться со статьей 1100 ГК РФ, пункт, который нам нужен трактуется следующим образом:

Теперь нам нужно узнать, что же является источником повышенной опасности, для этого нам поможет статья 1079 ГК РФ, где в пункте 1 говориться что транспортные средства предоставляют повышенную опасность для окружающих.

Из сказанного выше следует если в результате ДТП у пострадавшего зафиксировали телесные повреждения любой тяжести, в том числе приведшие к его смерти, либо психические расстройства допускается вариант взыскания с виновника автоаварии денежной компенсации в счет возмещения морального вреда.

Теперь нам нужно узнать, что же является источником повышенной опасности, для этого нам поможет статья 1079 ГК РФ, где в пункте 1 говориться что транспортные средства предоставляют повышенную опасность для окружающих.

Когда страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП

Для начала следует разобраться с такими понятиями, как «регресс» и «суброгация». Некоторым непосвященным гражданам может показаться, что они означают одно и то же. Но это далеко не так. Отличие этих двух процессов друг от друга серьезно сказывается на политике выплат компенсации.

Итак, суброгация означает право страховой компании взыскать затраты, понесенные на оплату страховки лицу, потерпевшему в аварии, с водителя, которого признали виновником данного ДТП.

Процедура регресса подразумевает под собой истребование страховой компанией средств, выделенных клиенту компании, являющемуся виновником ДТП. Данная процедура происходит в том случае, если данный клиент допустил нарушения условий договора.

Читайте также:  Ответственность за езду без страховки ОСАГО

Нарушениями условий договора считаются действия водителя, которые признаны незаконными и грозят ему гражданской ответственностью.

Такие действия страхователя перечислены в статье 14 Закона об ОСАГО:

  • Умышленное нанесение вреда жизни и здоровью граждан (например, сбил пешехода на переходе намеренно);
  • Водитель, находясь за рулем автомобиля в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, совершил ДТП. Факт наличия в крови водителя алкоголя, наркотиков или токсических веществ должен быть зафиксирован в документах;
  • Водитель-виновник аварии управлял автомобилем, не имея на это никакого права. То есть, у него отсутствовало водительское удостоверение или не было доверенности на управление данным транспортным средством;
  • Совершив аварию, водитель скрылся с места преступления;
  • Когда в договоре страхования, среди всех остальных лиц, имеющих право воспользоваться данным страховым полисом, фамилии водителя – виновника аварии, нет.

Наличие доверенности не является подтверждением того, что виновник аварии имеет право воспользоваться договором ОСАГО.

  • Когда авария произошла в период, который не предусмотрен страховым полисом. Что это означает? Обычно договор страхования заключается на один год. Но есть еще один период, который может быть от трех месяцев до года, в зависимости от того, сколько было заплачено за страховку. Если авария произошла вне данного периода, страховая компания может предъявить водителю требования о регрессе;
  • В том случае, когда срок действия талона технического обслуживания ТС, которое используется для перевозок, завершился. Данное условие не имеет отношения к другим транспортным средствам.

Существует ли возможность избежать регресса?

Избежать материальных потерь можно очень легко – соблюдать правила дорожного движения и условия договора страхования.

Садясь за руль автомобиля проверьте:

  • Не истек ли срок действия договор автострахования, если вы вносили оплату не за весь период (год);
  • Обратите внимание, есть ли ваше имя среди лиц, которые вписаны в ОСАГО. Позаботьтесь о том, чтобы ваши данные также были занесены в страховой полис;
  • Удостоверьтесь, что у вас есть действующая доверенность на управление данным транспортным средством;
  • Никогда не садитесь за руль в состоянии алкогольного или другого опьянения. Умейте отвечать за совершенные поступки, не покидайте место аварии.

Если вы будете соблюдать все перечисленные выше правила, вам не грозит никакой регресс.

Есть ли возможность у виновника аварии избежать суброгации?

  • Если вы попали в ДТП, во время его оформления инспекторами ГИБДД, поинтересуйтесь, есть ли у других участников аварии действующие договоры страхования. Дело в том, что сотрудники полиции могут и не вносить эту информацию в справку о ДТП, поэтому подобные сведения следует получить самому. Запишите себе реквизиты полисов, а также названия страховых компаний;
  • Если ситуация, вследствие которой произошло ДТП, неоднозначная, не торопитесь признавать свою вину. Иногда в ситуации, когда повреждение машины незначительно, водитель признает себя виновным в аварии, тем самым, возможно, принимая на себя вину другого участника дорожно-транспортного происшествия;
  • Если вы четко понимаете, что виновными в аварии являются оба участника, добивайтесь от инспектора ГИБДД составления протокола на обоих водителей. Если к вашей просьбе не прислушаются – обжалуйте незаконные действия во всех вышестоящих инстанциях;
  • Когда потерпевшая в аварии сторона имеет страховой полис КАСКО, примите участие в определении ущерба от аварии. В дальнейшем данный ущерб может повлечь процедуру суброгации. Сделать это можно направив заявление в страховую компанию, которая застраховала риск повреждения автомобиля по договору КАСКО. В заявлении укажите, что вы желаете присутствовать при экспертизе транспортного средства, поврежденного в ДТП. Ваше присутствие при осмотре состояния машины не позволит страховщикам подтасовать некоторые выгодные для них факты осмотра;
  • Обязательно сообщите об аварии в свою страховую компанию. Ваш страховщик также выступает субъектом ответственности по требованиям о выплате ущерба в порядке суброгации;
  • Насколько бы грамотными вы ни были в вопросах страхования и выплат материальной компенсации при ДТП, лучше всего будет обратиться за помощью к специалистам.

Особенно важно, если юристы занимаются именно решением спорных вопросов, связанных с договорами автострахования. Страховые компании, как правило, имеют в своем штате квалифицированных юристов, которые с легкостью добьются в процессе судебного разбирательства удовлетворения требований своей страховой компании.

Как написать досудебную претензию виновнику ДТП без ОСАГО?

Что делать, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, читайте тут.

Как действовать виновнику аварии, если он не имеет материальной возможности вернуть средства страховщикам?

В данной ситуации суд выносит решение, в соответствии с которым у виновника аварии будет удерживаться определенная сумма из его месячного дохода.

Удерживать из зарплаты виновника аварии могут не более 50 %.

В том случае, если данное лицо уже выплачивает какие-то суммы на алименты или еще какие-то долги, то сумма выплат страховой компании должна быть учтена с учетом данного обстоятельства. То есть, в общем, у человека не могут вычитывать более 50 % от общего месячного дохода.

  • Страховой полис КАСКО. Если водитель заключил договор страхования КАСКО, страховая компания имеет право взыскать с него средства, которые были уплачены пострадавшей стороне. Взысканию подлежит только та сумма, которая была выплачена пострадавшему по факту. В том случае, если возмещение ущерба производилось по ОСАГО, то возмещение средств, при наличии у вашего оппонента договора КАСКО, производиться не может;
  • Страховой полис ОСАГО. Автовладельцы, заключившие договор по ОСАГО не застрахованы от того, что компания может обязать их выплатить ущерб потерпевшему из собственных средств. Таким образом, страховщики реализуют свое право на регресс. Просто так такая процедура регресса не проводится. Она возможна только в том случае, если со стороны виновника аварии были нарушения условий договора страхования;
  • Например, если речь идет об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или вождение без прав.

Обращение в страховую компанию

После аварии, оба участника ДТП должные оповестить свои страховые компании о происшедшем. К примеру, ОСАГО дает время на оповещение срок в пять суток. Данное извещение заполняется сотрудниками полиции либо виновниками ДТП. Нарушенные сроки не являются аргументом для отказа в выплате.


В какую страховую компанию обращаться (виновника или пострадавшего) определяет причиненный вред пострадавшему в результате аварии. Потерпевший может обращаться к своей страховой компании в случае, когда:

В каких случаях можно получить отказ от возмещения ущерба при ДТП

Если ДТП было оценено и оформлено сотрудниками ГИБДД, судебня защита стоит на стороне потерпевших. Однако определение виновного в аварии не входит в компетенцию сотрудников ГИБДД. Они лишь анализируют произошедшее и выдают заключение о том, кто из участников дорожного движения нарушил правила. Признать лицо виновником аварии официально может только суд, а суд при рассмотрении дела оценивает все обстоятельства, а не только заключение ГИБДД.

Ответчик также может строить свою защиту на том, что заявленный ущерб уже был причинен на момент ДТП. Например, вмятина на автомобиле, появление которой истец вменяет ответчику, была уже на момент ДТП.

Кто возмещает материальный ущерб при ДТП виновник или страховая компания

Возмещение ущерба при ДТП производится виновником, а если он застрахован – страховой компанией. Закон об ОСАГО облегчил жизнь автовладельцам, которые получили гарантию выплаты, если их машину ударили и повредили. Вред возмещается из фондов страховщика, которые заведомо больше, чем доходы виновника. Это избавляет виновника от долгов, а потерпевшего – от долгого ожидания.

Ответственность за причинённый в аварии урон регулируется статьями ГК и профильного закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Урон оценивается независимым экспертом, который приводит методику расчёта и источник цен на детали и услуги. Страховщики ущерб от столкновения считают с учётом износа деталей: износ уменьшает цену.

Когда выплата невозможна

Требование о выплате денег останется неудовлетворённым, если:

  1. Нарушитель скрылся с места аварии и не объявился.
  2. ДТП случилось из-за стихийного бедствия или упавшего дерева (вне зоны обслуживания ЖЭКа).
  3. Экспертиза не установила вину нарушителя, даже несмотря на её подтверждение в протоколе ГИБДД.

Изначально пошлина оплачивается истцом, но после выигрыша в процессе, эту сумму будет оплачивать ответчик.

Добавить комментарий