Европротокол порядок действий

Упрощенное оформление ДТП: эксперимент с европротоколом продолжается

С 11 октября действуют положения, регламентирующие порядок предоставления страховщику сведений о ДТП, оформленном без участия сотрудников Госавтоинспекции – по так называемому европротоколу (постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002). А чуть раньше, в августе, по европротоколу был увеличен размер страхового возмещения. Рассмотрим, когда можно оформить ДТП, не вызывая сотрудников ГИБДД, в каких случаях можно претендовать на страховое возмещение в увеличенном размере и как правильно предоставить страховщику информацию об аварии.

Европротокол по-нашему

Оформлять ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции водители могут уже несколько лет – с 2009 года (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 306-ФЗ). К слову, на Западе с европротоколом знакомы еще дольше – такая система действует в Италии, Греции, Бельгии, Испании, Германии и других странах, а, к примеру, во Франции участники ДТП самостоятельно заполняют документы уже с 1970-х годов. Кстати, за рубежом большую часть ДТП оформляют именно таким образом.

НАША СПРАВКА

Европротокол – упрощенный порядок оформления ДТП силами водителей без участия сотрудников Госавтоинспекции. Кроме того, европротоколом называют сам бланк извещения о ДТП, который используется при оформлении аварии в упрощенном порядке.

В России, однако, подобная практика явно не прижилась – по данным Российского Союза Автостраховщиков, в прошлом году доля обращений к страховщикам по европротоколу составила всего 9%. Является ли тому причиной желание перестраховаться и переложить ответственность за оформление документов на сотрудника Госавтоинспекции или все дело в опасениях, что размер ущерба выйдет за рамки установленного лимита страховой выплаты, но ясно одно – самостоятельно оформлять ДТП водители не спешат.

Увеличение лимита страхового возмещения по ОСАГО ожидаемо вызвало рост тарифных ставок по страховым премиям с 11 октября (указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У). При этом теперь страховщики должны самостоятельно определить базовый страховой тариф по каждой категории транспортного средства в пределах установленных значений, тогда как раньше ставка этого тарифа была фиксированной.

Например, для водителей транспортных средств категории “B” минимальный тариф сегодня составляет 2440 руб., максимальный – 2574 руб., а до изменений базовая ставка была равна 1980 руб.

Об утвержденных тарифах страховщики обязаны уведомить Банк России в течение трех рабочих дней, а затем разместить сведения о них на своем официальном сайте (п. 1 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования).

Европротокол призван снизить количество пробок, вызванных многочисленными авариями, и ускорить процесс оформления документов, поэтому законодатель решил немного “оживить” эту практику и со 2 августа вдвое увеличил лимит страхового возмещения по европротоколу – с 25 тыс. до 50 тыс. руб. (п. 4 ст. 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – закон об ОСАГО). Но для четырех регионов (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области) лимит страхового возмещения с 1 октября был увеличен до 400 тыс. руб. – при этом неважно, в каком регионе был выдан полис ОСАГО, значение имеет только то, что ДТП произошло на территории одного из этих регионов (п. 5 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Однако стоит иметь в виду, что для получения увеличенного страхового возмещения полисы ОСАГО у обоих водителей должны быть оформлены после 1 августа текущего года (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ). Во всех остальных случаях, максимальная сумма, на которую могут претендовать водители, составит 25 тыс. руб.

Максим Ханжин, руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей:

“По данным Российского Союза Автостраховщиков, европротоколом за прошлый год воспользовались всего 9% автовладельцев. На наш взгляд, это связано с отсутствием уверенности в гарантированном возмещении страховой компанией нанесенного ущерба в полном объеме. Следующим фактором, заставляющим потерпевших регистрировать ДТП в присутствии сотрудников Госавтоинспекции, является боязнь получить отказ от страховщика в выплате возмещения из-за ошибки при оформлении бланка извещения. Также в случае отказа у потерпевшего на руках не будет документов, с помощью которых можно взыскать ущерб с виновника. И в ближайшее время ситуация с европротоколом существенно не изменится”.

Оформляем европротокол: порядок действий

Прежде чем оформлять ДТП самостоятельно, водителям нужно убедиться, что для этого есть все основания. Вызывать сотрудников ГИБДД необязательно, если:

  • в ДТП участвовало только два автомобиля;
  • вред причинен исключительно транспортным средствам;
  • гражданская ответственность обоих водителей застрахована (у каждого из них должен быть полис ОСАГО, в котором он должен быть указан в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством);
  • у участников нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП – вины водителей, характера повреждений, размера ущерба и т. д. (п. 1 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Если возникнут сомнения в том, что размер ущерба может превысить установленный законом лимит страхового возмещения, лучше вызвать сотрудников Госавтоинспекции и зафиксировать ДТП в общем порядке.

А что, если один из автомобилей зарегистрирован не в России? Препятствием для оформления европротокола это не будет. Главное, чтобы гражданская ответственность этого водителя была застрахована по системе “Зеленая карта” (распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2008 г. № 337-р “О национальном страховом бюро “Зеленая карта”). За более подробной информацией участники ДТП могут обратиться в Информационный центр “Зеленая карта” РСА по бесплатному телефону +7(495)641-27-87.

СОВЕТ

При возникновении вопросов относительно оформления европротокола водитель может обратиться за помощью в Российский Союз Автостраховщиков. Для этого можно посетить сайт организации, позвонить на бесплатную горячую линию 8-800-200-2275 или обратиться за помощью по телефонам +7(495)641-27-85 (для жителей Москвы и Московской области) и +7(495)771-69-44 (для жителей других регионов).

Итак, произошло ДТП – столкнулись два автомобиля, и водители решили зафиксировать аварию по европротоколу. Рассмотрим последовательность действий.

Шаг 1. Прежде всего, нужно поставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 м (если авария произошла вне населенного пункта – не менее 30 м) от автомобиля (п. 7.2 ПДД) и постараться обеспечить сохранность всех следов ДТП – не следует перемещать транспортные средства, трогать место столкновения, стирать следы шин и т. д.). Переместить автомобили можно будет только после того, как водители зарисуют в извещении схему ДТП, а при необходимости сделают фото- или видеозаписи.

Шаг 2. Если на месте происшествия есть свидетели ДТП, необходимо собрать и сохранить их контактные данные.

Шаг 3. Самая ответственная часть – нужно заполнить извещение о ДТП. Бланки извещений выдаются каждому из страхователей в момент заключения договора ОСАГО. На сайте Российского Союза Автостраховщиков есть подробные рекомендации по заполнению извещений для минимизации ошибок.

Водители должны оформить одно извещение (первый вносит записи в колонку “А”, второй — в колонку “Б”), а затем подписывают и разъединяют заполненные бланки. После чего каждый из водителей забирает свой экземпляр и заполняет его оборотную сторону. Правки, внесенные в извещение о ДТП уже после того, как бланки были заполнены, нужно заверить подписями обоих водителей – это поможет избежать претензий со стороны страховщиков.

БЛАНКИ И ОБРАЗЦЫ

Шаг 4. Если авария произошла в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях, и водители претендуют на получение повышенного страхового возмещения (до 400 тыс. руб.), появляются дополнительные требования к оформлению происшествия. Так, в течение 60 минут после ДТП следует зафиксировать с помощью фото- и видеосъемки его обстоятельства (п. 3 Правил предоставления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику). Необходимо обязательно зафиксировать изображения:

  • регистрационных знаков автомобилей (или при их отсутствии – VIN);
  • мест повреждения транспортного средства;
  • взаимного расположения автомобилей с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры (эстакада, тоннель, мост, автобусная остановка и т. д.);
  • следы торможения;
  • регистрационных знаков автомобилей, принадлежащих свидетелям ДТП (при их наличии).

Однако пока непонятно, какие именно технические устройства могут использовать водители для фиксации обстоятельств ДТП. С одной стороны, закон об ОСАГО обязывает участников аварии не только провести фото- или видеосъемку, но и зафиксировать данные о ДТП с помощью средств навигации, использующих систему ГЛОНАСС (п. 5 ст. 11.1 закона об ОСАГО). Логично предположить, что такими средствами могут быть обычные навигаторы. Иными словами, можно сделать фото- и видеозапись с помощью фотоаппарата, видеокамеры или иного устройства, а сведения о координатах аварии зафиксировать с помощью навигатора (правда, для этого навигатор должен быть оснащен GPS-трекером).

ВАЖНО ЗНАТЬ

Владельцы транспортных средств не имеют права ремонтировать или утилизировать свои автомобили без письменного согласия на то со стороны их страховой компании в течение 15 суток после ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней) (абз. 2 п. 3 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

С другой стороны, на подзаконном уровне требования к фиксации данных о ДТП сформулированы по-другому: технические средства должны регистрировать одновременно дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты этого средства (п. 1 Требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации). Получается, что речь идет не о нескольких, а об одном техническом устройстве – например, видеорегистраторе со встроенной системой навигации.

В Российском Союзе Автостраховщиков нашему порталу пояснили, что фото- и видеосъемку можно провести с помощью видеорегистратора, а координаты ДТП зафиксировать с использованием навигатора.

Не все так просто и с определением применимой системы навигации. Закон об ОСАГО предписывает использовать устройства, использующие систему ГЛОНАСС или систему ГЛОНАСС совместно с иными навигационными системами (п. 5 ст. 11.1 закона об ОСАГО). А подзаконный акт допускает применение устройств, которые используют систему ГЛОНАСС или иную навигационную систему (пп. “б” п. 1 Требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации).

Таким образом, является ли использование именно ГЛОНАСС решающим фактором при фиксации обстоятельств ДТП или нет (и можно использовать, например, навигационную систему GPS), пока не очень ясно.

Если обстоятельства ДТП не будут должным образом зафиксированы, применению подлежит общее правило: лимит страховой выплаты составит 25 тыс. или 50 тыс. руб. (п.п. 4-5 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

Важно, что фото- и видеозаписи, которыми зафиксирован факт ДТП, не должны подвергаться какой-либо обработке. Некорректируемость информации, предоставленной водителями, является ключевым условием для получения расширенного страхового возмещения (п. 5 ст. 11.1 закона об ОСАГО). Однако действующее законодательство не уточняет, какая информация может считаться корректированной. В своем обращении к страховым организациям от 13 октября 2014 г. № И-52804 Российский Союз Автостраховщиков делает вывод: в связи с отсутствием правового определения корректируемости информации под коррекцией можно понимать любую перезапись файла на другой носитель, архивирование, а также смену имени или расширения файла. Таким образом, водителям следует иметь в виду, что даже самое незначительное действие с файлом может повлечь за собой отказ в выплате страхового возмещения.

СОВЕТ

Фиксируя обстоятельства ДТП, водители могут ориентироваться на требования к фотосъемке поврежденного транспортного средства с наглядными схемами, а также типовые определения и характеристики повреждений транспортного средства, которые можно найти в Положении Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П.

БЛАНК

Претензия в страховую компанию

Шаг 5. В течение пяти рабочих дней после аварии участники ДТП должны направить в страховые компании, где застрахована их гражданская ответственность, свои части бланка извещений (п. 2 ст. 11.1 закона об ОСАГО). При этом потерпевшему вместе с извещением нужно передать еще и заявление о прямом возмещении убытков (как правило, у каждой страховой компании есть свои бланки таких заявлений). Направить все документы страховщику можно по почте, но лучше всего привезти их лично и сохранить свой экземпляр заявления с отметкой о принятии. При этом, если виновник не представил извещение в свою страховую, это не будет основанием для отказа в выплате потерпевшему страхового возмещения (п. 2 ст. 11.1, п. 25 ст. 12, ст. 14.1 закона об ОСАГО). При необходимости по запросу страховщиков участники ДТП обязаны предоставить свои автомобили для осмотра в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования (п. 3 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

НАША СПРАВКА

Прямое возмещение убытков – это возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое страховщиком, который застраховал его гражданскую ответственность (ст. 1, ст. 14.1 закона об ОСАГО).

Начальник отдела правового контроля и взаимодействия с государственными органами Центра правового обеспечения страховой компании Allianz Вера Ершова напоминает, что заявления по европротоколу рассматриваются в том же порядке, что и обычные заявления о возмещении убытков по ОСАГО – разница только в наборе документов (для европротокола не требуются справка о ДТП, а также протокол и/или постановление о ДТП).

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Рассчитать госпошлину при обращении в суд общей юрисдикции или арбитражный суд можно с помощью нашего калькулятора.

Шаг 6. Срок рассмотрения заявлений составляет 20 календарных дней с момента их поступления (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО). В течение этого срока страховая компания обязана выплатить ему страховое возмещение или выдать направление на ремонт транспортного средства либо направить в письменном виде мотивированное извещение об отказе в выплате (п. 4.22 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

Если потерпевший не согласен с суммой возмещения или отказом в его выплате, ему необходимо написать мотивированную претензию в страховую компанию о пересмотре принятого решения. “Стоит обратить внимание на то, что Банком России была утверждена единая методика определения размера расходов на восстановление поврежденного автомобиля, и, чтобы оспорить сумму выплаты, потерпевшему надо доказать, что страховая компания отступила от этой единой методики и неверно произвела расчет. Отказ в удовлетворении претензии возможно затем оспорить в судебном порядке, однако, не имея четкой доказательственной базы, можно потерять не только время, но и деньги на оплату судебных издержек (госпошлина, оплата услуг юриста и т. д.)”, – отмечает Вера Ершова.

Читайте также:  Законные основания для увольнения сотрудника

Если обстоятельства ДТП не будут должным образом зафиксированы, применению подлежит общее правило: лимит страховой выплаты составит 25 тыс. или 50 тыс. руб. (п.п. 4-5 ст. 11.1 закона об ОСАГО).

5. Нужно ли после оформления ДТП по европротоколу ехать на ближайший пост ГИБДД?

Для получения страхового возмещения как по договору ОСАГО, так и по договору каско при оформлении ДТП по европротоколу ни вам, ни второму участнику ДТП к сотрудникам ГИБДД обращаться не нужно.

Неважно, потерпевший вы или виновник ДТП, после оформления происшествия по европротоколу, вы должны в течение пяти дней передать (лично или по электронной почте — по договоренности со страховщиком) в свою страховую компанию свой экземпляр извещения о ДТП.

Действия при ДТП до оформления европротокола

При попадании в дорожно-транспортное происшествие необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Перед оформлением европротокола следует придерживаться следующего порядка действий:

  • Прежде всего, необходимо убедиться, что при столкновении никто не пострадал, а в ДТП участвовало только две машины.
  • Затем выяснить намерения противоположной стороны относительно оформления происшествия и предложить составить европротокол.
  • В случае положительного ответа необходимо проверить, не закончился ли срок действия полисов ОСАГО обоих участников аварии.
  • После этого желательно подкрепить будущий европротокол фото- или видеоматериалами.

Рекомендуется сделать съемку общей панорамы (с привязкой к дорожным знакам или другим стационарным элементам), каждого автомобиля крупным планом (с номерами), места повреждений ТС, а также снять следы торможения и обломки деталей.

Хорошо если найдутся свидетели происшествия. Зафиксируйте их координаты и попросите дать письменные показания.


Рекомендуется сделать съемку общей панорамы (с привязкой к дорожным знакам или другим стационарным элементам), каждого автомобиля крупным планом (с номерами), места повреждений ТС, а также снять следы торможения и обломки деталей.

Европротокол при ДТП 2020 правила оформления — упрощённое оформление документов при аварии

Европротокол (европейский протокол) — это упрощённое оформление документов при дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. То есть это возможность самостоятельно зафиксировать факт аварии для того, чтобы в дальнейшем обратиться к страховщику и получить возмещение.

Очевидным преимуществом европейского протокола является возможность оперативно разъехаться после произошедшей аварии и не создавать заторов на дороге.

Для любого водителя важным является знание о том, каковы правила оформления европротокола при ДТП в 2020 году. Первым вопросом, на который следует ответить, разбираясь в процедуре оформления, является вопрос о том, когда возможно прибегать к европротоколу?

Такое оформление возможно в том случае, когда в ДТП участвуют только два транспортных средства и отсутствует причинение вреда жизни или здоровью участников аварии. Поэтому первое, в чём необходимо убедиться, это отсутствие такого вреда. После этого можно приступать к следующему шагу — выявлению имущества, которое пострадало в аварии.

Если в ДТП оказались пострадавшими только транспортные средства, а вред иному имуществу не причинён, можно переходить к следующему действию — выяснению информации о том, имеются ли у обоих участников дорожно-транспортного происшествия действующие полисы ОСАГО. При этом обязательным условием является указание водителя, управлявшего ТС на момент столкновения, в качестве лица, допущенного к управлению ТС, в полисе. Также допустим вариант наличия ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению автомобилем. Возможным вариантом является наличие действующего международного полиса страхования «Зелёная карта», если авто, зарегистрировано за рубежом.

Следующий шаг — тщательный осмотр транспортного средства с целью визуальной оценки полученного/нанесённого ущерба. В том случае если размер такого ущерба по приблизительной оценке окажется не превышающим максимальную сумму страховой выплаты (как правило, она составляет 100 тысяч рублей), можно переходить к дальнейшим действиям, а именно выяснению наличия/отсутствия разногласий.

Если между участниками ДТП нет разногласий, касающихся того, кто является виновником аварии, а также нет иных разногласий, следует приступать к заполнению извещения о дорожно-транспортном происшествии. Важно, чтобы оба участника аварии были согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГАИ, а также подписать европротокол.

Что представляет собой извещение о ДТП? Это документ, который является обязательным для получения страховой выплаты по европротоколу в 2020 году. Он может иметь бумажный или электронный вид.

Европротокол при ДТП 2020 правила оформления — та информация, которая поможет правильно оформить документ и получить страховую выплату от страховщика. Прежде всего следует отметить, что при аварии, в котором участвуют два ТС, оформляется только одно извещение. Кому именно из водителей оно будет принадлежать, значения не имеет.

Бумажное извещение должно состоять из двух листов, каждый из которых заполняется с двух сторон. При этом следует учесть, что лицевая сторона является самокопирующейся. Все сведения должны указываться совместно обоими участниками ДТП. В извещении должны быть указаны все необходимые данные, касающиеся обстоятельств аварии и её участников.

После заполнения всех граф и полей на лицевой стороне листы следует разъединить и проставить подписи, которые подтверждают отсутствие разногласий между участниками аварии. После этого каждый из водителей самостоятельно заполняет оборотную сторону извещения. Оригинал и самокопир обладают одинаковой юридической силой.

Необходимо отметить, что заполнение извещения о ДТП следует осуществлять шариковой ручкой, при этом прилагая достаточное усилие для того, чтобы качество копии оказалось хорошим. Не следует осуществлять записи гелевой ручкой или карандашом, так как они могут оказаться смазанными или стёртыми.

В том случае если места для записей оказывается недостаточно, можно прибегнуть к оформлению приложения, для чего потребуется использовать чистый лист бумаги. В такой ситуации на самом извещении потребуется сделать пометку «С приложением», а на дополнительном листе выполнить пометку «Приложение». Также потребуется указать, к чему сделано данное приложение и кем оно было составлено. Важно учесть, что на приложениях должны быть поставлены подписи обоих водителей. Оформление приложения осуществляется в двух экземплярах.

Если бумажное извещение о ДТП окажется порванным, испорченным или трудно читаемым, его потребуется оформить повторно. Возможна и такая ситуация, при которой после подписания и разъединения извещения потребуется внести корректировки либо дополнения. В этом случае оба извещения должны оказаться заверенными подписями обоих участников ДТП.

Извещения о дорожно-транспортном происшествии выдаются страховыми компаниями. В том случае если по какой-либо причине бланка на руках не окажется, следует обратиться за ним к страховщику. Кроме того, извещение можно скачать с веб-ресурса Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Однако следует учесть, что в последнем случае второй лист окажется несамокопирующимся и его заполнение потребуется осуществлять отдельно.

В новых извещениях о ДТП имеется поле, в котором проставляется отметка о наличии либо отсутствии разногласий, касающихся обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Если в имеющемся бланке такое поле отсутствует (на руках бланк старого образца), необходимо внести соответствующую информацию в поле, предназначенное для примечаний.

Так выглядит оформление извещения о ДТП (европротокол) в бумажном виде. Однако в 2020 году у водителей появилась возможность осуществлять оформление не только на бумажных бланках, но и в электронной форме, что может оказаться проще и быстрее.

Электронная форма может быть заполнена через Портал государственных услуг. Для выполнения необходимых действий у участников ДТП должно быть установлено соответствующее мобильное приложение.

При оформлении извещения с помощью мобильного приложения все действия могут быть выполнены одним из водителей. Для этого потребуется запустить приложение, описать схему аварии, сделать фото повреждений, после чего ввести данные второго водителя. По полученной ссылке второй участник ДТП сможет утвердить данные со своего смартфона. После этого извещение следует отправить в страховую компанию, а результат рассмотрения окажется доступным дистанционно. Таким образом, электронная форма может оказаться более удобной и подходящей в современном мире.

Каков порядок действий от момента совершения ДТП до оформления европротокола? Первое, что необходимо сделать сразу после столкновения, это включить аварийную световую сигнализацию (аварийку) и выставить знак аварийной остановки. Это должно быть сделано в соответствии с требованиями правил дорожного движения, что необходимо для предупреждения других участников дорожного движения об опасности на дороге. Следует отметить, что в случае неисполнения этих требований, водителям грозит административное наказание, заключающееся в получении предупреждения или штрафа в размере 1000 рублей.

Также необходимо отметить, что если ДТП произошло за городской чертой, в тёмное время суток или в условиях ограниченной видимости, на проезжей части, а также обочине следует находиться в куртке, жилете либо жилет-накидке, которые имеют полосы световозвращающего материала.

Важно пообщаться со вторым водителем, который стал участником ДТП, и показать ему действующий полис ОСАГО. То же самое должен сделать второй участник аварии. Обязательно следует убедиться в том, что оба полиса являются действительными. Осуществить проверку можно на официальном сайте РСА, для чего потребуется указать серию и номер бланка ОСАГО.

Далее необходимо оповестить свою страховую компанию о произошедшем ДТП. Это же должен сделать и второй водитель. Такое оповещение может быть осуществлено одним из доступных способов.

В том случае если транспортные средства создают препятствия движению других ТС, необходимо освободить проезжую часть. Если это не будет сделано, обоим участникам дорожно-транспортного происшествия грозит административное наказание за нарушение ПДД, а именно получение штрафа в размере 1000 рублей.

После этого следует непосредственно оформление европротокола, правила которого изложены ниже.

После того как произошло оформление ДТП останется передать имеющийся экземпляр извещения в свою страховую компанию и получить страховое возмещение от страховщика. Следует отметить, что обращаться к сотрудникам ГИБДД при этом не потребуется. Нет необходимости в случае оформления дорожно-транспортного происшествия по европротоколу обращаться к сотрудникам полиции ни по договору ОСАГО, ни по договору КАСКО.

Независимо от того, кто из двух участников аварии является её виновником, извещение в страховую компанию после оформления происшествия по европротоколу должно быть передано в течение пяти дней. Такая передача может быть осуществлена как лично, так и по электронной почте (по предварительной договорённости со страховщиком).

В том случае если планируется получение возмещения ущерба от страховой компании, также понадобится представить заявление о страховом возмещении. Ремонт и утилизация транспортного средства без письменного согласия страховой компании запрещены до истечения 15 календарных дней со дня дорожно-транспортного происшествия (за исключением нерабочих праздничных дней).

В том случае когда ДТП оформляется по европротоколу, в 2020 году можно рассчитывать на возмещение ущерба в размере до 100 тысяч рублей. Таковым является стандартный лимит выплат при оформлении аварии по европротоколу, если дорожно-транспортное происшествие является не зафиксированным с помощью технических средств (в качестве таковых выступают устройство вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» или мобильное приложение, интегрированное с порталом Государственных услуг РФ), либо же оно зафиксировано, однако у участников аварии имеются разногласия.

В случае если у участников ДТП разногласия по поводу обстоятельств происшествия отсутствуют, а дорожно-транспортное происшествие зафиксировано с помощью технических средств (устройством вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС » или мобильным приложением, интегрированным с порталом государственных услуг РФ), максимальный лимит выплат оказывается равным 400 тысячам рублей.

Важно также отметить, что оповещение страховой компании онлайн через интегрированные с порталом госуслуг РФ мобильные приложения (необходимой является авторизация на портале обоих участников ДТП) должно быть осуществлено в течение 60 минут после ДТП, а оповещение через устройство вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» (при наличии такового в автомобиле) путём нажатия на кнопку SOS в течение 10 минут после аварии.

Необходимо учесть, что установленные лимиты и условия страхового возмещения оказываются действующими как по ОСАГО, так и КАСКО. Возмещение убытков осуществляется независимо от количества дорожно-транспортных происшествий на протяжении срока действия страхового полиса.

Таким образом, европротокол при ДТП в 2020 году — это возможность самостоятельного заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии без привлечения сотрудников полиции. Такое оформление имеет свои преимущества, так как способно сэкономить время, а также быстро убрать транспортные средства с проезжей части, что в свою очередь облегчит проезд другим участникам дорожно движения и не станет возможной причиной других аварий.

Однако чтобы прибегнуть к такому способу оформления, необходимо чтобы произошедшее ДТП соответствовало ряду условий. В нём не должно быть пострадавших людей, не должны быть нанесены повреждения иному имуществу, кроме столкнувшихся ТС. К тому же количество самих транспортных средств не должно быть больше двух. У обоих водителей должны иметься действующие полисы ОСАГО, в которые они вписаны в качестве лиц, допущенных к управлению (возможен вариант ОСАГО с неограниченным числом лиц).

Важным условием является и отсутствие разногласий между участниками аварии, касающихся обстоятельств ДТП, а также перечня и характера видимых повреждений. Кроме того, размер страхового возмещения, который причитается потерпевшей стороне в счёт возмещения вреда, причиненного его ТС, должен быть менее 100 тысяч рублей.

Если какое-либо из этих условий не выполняется, потребуется прибегнуть к регистрации дорожно-транспортного происшествия с привлечением сотрудников полиции, то есть оформлять ДТП в обычном порядке.

После выяснения того, что авария соответствует всем условиям, следует приступать к заполнению бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии. Правила оформления такого извещения (бумажного варианта) выглядят следующим образом.

На лицевой стороне бланка необходимо указать сведения, касающиеся места и даты происшествия. Здесь потребуется сообщить точный адрес места происшествия. Если ДТП произошло на трассе, необходимо зафиксировать её наименование, а также номер километра, где произошло столкновение. Фиксация даты и времени ДТП подразумевает указание времени с точностью до минуты.

Читайте также:  Как узнать свою управляющую компанию по адресу дома

Далее следует указать информацию, касающуюся количества повреждённых автомобилей (их должно быть два), а также отсутствия пострадавших людей (0 человек). Если в аварии оказалось задействовано большее число транспортных средств либо есть пострадавшие, оформление ДТП с использованием европротокола не возможно. Также нельзя прибегать к упрощённому оформлению и в том случае, если пострадало какое-либо иное имущество, кроме автомобилей, либо размер нанесённого ущерба оценивается свыше 100 тысяч рублей.

Следующее, что должно быть указано в извещении, — это данные свидетелей происшествия (при наличии таковых). Затем следует указать точные данные повреждённых ТС, а также их собственников и лиц, которые находились за рулём в момент аварии.

После этого следует указание сведений о страховой компании, которой застрахована ответственность собственника ТС на дату дорожно-транспортного происшествия. Также необходимо указать номер страхового полиса и срок его действия.

Далее правила оформления требуют описания перечня повреждённых деталей и узлов транспортного средства. Следует крайне внимательно отнестись к этому пункту, так как даже незначительная царапина может стать признаком наличия более серьёзных повреждений, которые потребуют выполнения сложного ремонта.

Следующий шаг — составление схемы ДТП. Следует отметить, что единых правил создания такой схемы не существует, однако необходимо стремиться к выполнению предельно понятного рисунка, который позволит ответить на все вопросы, касающиеся произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Выполнение схемы происходит в следующей последовательности. Сначала на лист бумаги наносится положение участка дороги, где случилось ДТП. Здесь необходимо указать наименование соседних улиц и номеров домов, которые расположены поблизости. Если рядом располагаются иные ориентиры, как то торговые центры, библиотеки и прочее, их также следует отобразить на схеме. Здесь же потребуется изображение светофоров, дорожных знаков, разметки и прочего.

После того как изображение участка местности подготовлено, следует схематично нанести положение ТС в момент аварии (обычно транспортные средства изображаются в форме прямоугольников). На них должны быть проставлены коды «А» или «В», которые зависят от кодов, указанных в извещении на стадии описания ТС. Направление езды на схеме обозначается стрелками, а место удара изображается в виде символа Х.

Далее под графическим изображением требуется сделать расшифровку, которая объяснит все условные обозначения, использованные во время создания схемы. В извещении в графе 15 в случае необходимости могут быть указаны сведения, которые отсутствуют в пункте 16.

На обратной стороне каждый из участников ДТП подробно описывает собственное видение произошедшего. Здесь же указывается информация о том, кто управлял ТС в момент столкновения (собственник ТС или иное лицо). При необходимости в графе «Примечания» могут быть указаны сведения, касающиеся дополнительной информации о дорожно-транспортном происшествии, которая оказалась полученной при ведении фото- и видеосъёмки (включая видеорегистраторы).

Заполнение бланка должно осуществляться разборчивым почерком или печатными буквами. Необходимо избегать помарок и исправлений, так как в дальнейшем это может привести к возникновению дополнительных вопросов, что в свою очередь потребует дополнительного уточнения обстоятельств ДТП. Важно помнить, что все предусмотренные бланком графы и поля должны быть заполнены.

Если бумажное извещение о ДТП окажется порванным, испорченным или трудно читаемым, его потребуется оформить повторно. Возможна и такая ситуация, при которой после подписания и разъединения извещения потребуется внести корректировки либо дополнения. В этом случае оба извещения должны оказаться заверенными подписями обоих участников ДТП.

Совет

Проверьте, есть ли у вас в машине бланк извещения о ДТП. Не нашли? Обратитесь в офис любой страховой компании — вам выдадут его бесплатно.

Помимо бланка извещения вам еще понадобится шариковая ручка и ровная твердая поверхность: книга, планшет или капот автомобиля. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдет для заполнения.

Фотографировать место аварии и поврежденные автомобили необязательно. Но все же рекомендуется сделать несколько снимков на смартфон на всякий случай.

Сведения о своей машине заносите в левую графу «Транспортное средство „А“», а виновник пусть заполняет правую графу «Транспортное средство „В“».

Как заполнить форму европротокола?

Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

  • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку — надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
  • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
  • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений — впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
  • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.

Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

  1. Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
    • указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
    • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
    • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
    • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
    • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
    • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
    • составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
      • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
      • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара — символом Х;
      • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
      • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

  • Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
  • Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.
  • Даже в том случае, если виновник аварии нарушит установленный законом срок подачи европротокола в страховую компанию (или вовсе не сдаст документ страховщику), пострадавший причитающуюся ему выплату все равно получит.

    Оформление европротокола через мобильное приложение

    Добрый день, уважаемый читатель.

    В этой статье речь пойдет про самостоятельное оформление дорожно-транспортного происшествия с помощью специального приложения российского союза автостраховщиков “ДТП.Европротокол“.

    Напомню, что использование мобильного приложения позволяет без участия сотрудников ГИБДД оформлять аварии, участники которых имеют разногласия или хотят получить расширенные выплаты по ОСАГО до 400 000 рублей.

    Самостоятельное оформление ДТП без ГИБДД в 2020 году (c 1 октября 2019 года) возможно при соблюдении следующих условий (в соответствии с законом “Об ОСАГО”):

    Европротокол порядок действий

    Стоимость материального ущерба выше установленной законом и необходимо взыскать с виновника разницу.

    Инструкция по заполнению европротокола 2020

    Итак, приступаем к самому главному! По своему содержанию и инструкции сделать правильное заполнение извещения очень просто.

    Среди бывалых водителей бытует даже мнение, что если автолюбитель не в состоянии правильно составить европротокол, то он не достоин выплат – это как маленькая проверка на примитивную грамотность водителя. Тем не менее, есть ряд тонкостей, которые нужно учитывать при этом.

    Общие принципы заполнения официального бланка следующие:

    Европротокол при ДТП в 2020 году

    Европротокол – процедура упрощенного оформления документов при ДТП без участия сотрудников полиции, впервые появившаяся в России в 2009 году. Европротокол или, иначе, бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, стал разновидностью документа, позволяющего потерпевшей стороне получить компенсацию по страховому полису. Инициатива направлена на сокращение оформления ДТП, снижение риска для других водителей и борьбу с пробками.

    — Европротокол хорош тем, что позволяет сэкономить время при оформлении ДТП, а также быстрее убрать транспортные средства с проезжей части автодороги, чтобы те не мешали движению. Все мы знаем, что сотрудников полиции приходится ждать часами, дожидаясь своей очереди. Давайте помнить, что им приходится в день оформлять по несколько десятков аварий за смену, — рассказал «КП» адвокат Владимир Гончаров.

    Первоначально процедурой европротокола можно было воспользоваться в случае ДТП с участием двух автомобилей, без жертв и пострадавших. Максимальный ущерб был ограничен порогом в 25 000 рублей. Выбрать упрощенную процедуру водители могли только по взаимному согласию и при условии одинаковой оценки ситуации. Один из водителей должен был признать вину, а второй – с ним согласиться. И наконец, оба водителя должны были иметь действующую страховку ОСАГО.

    Эти условия вызвали массу критики, как со стороны водителей, так и в экспертном сообществе.

    Одной из основных причин страха перед европротоколом было опасение неверно оценить ущерб. На этом фоне низкая предельная сумма компенсации стала дополнительным фактором, вызывающим недоверие. Вдобавок, многие водители усмотрели в условиях европротокола богатую почву для мошенничества – от инсценировки ДТП для получения страховки, до намеренных ошибок в извещении. Эти опасения были справедливы: страховые компании и по сию пору используют любую неточность как повод затянуть рассмотрение дела или отказать в выплате. В результате количество случаев возмещения убытков по европротоколу, согласно статистике страховых компаний, не превышало 8 – 9% в период с 2009 по 2014 год.

    В августе 2014 года на основе анализа применения европротокола в закон были введены некоторые поправки. Сумма выплаты по страховке была увеличена до 50 000 рублей. Кроме того, корректировке подверглась процедура оформления. В частности, как потерпевший, так и виновный в ДТП были обязаны отправить заполненный бланк извещения в свою страховую компанию до истечения 5 рабочих дней. Потерпевший в дополнение к извещению должен был отправить в свою компанию заявление на выплату страхового возмещения.

    Одновременно изменилась процедура и для страховых компаний. Так, страховщик виновного получил право требовать проведения экспертизы в случае сомнений в справедливости требований потерпевшего. В свою очередь, каждый из участников ДТП был обязан предоставить автомобиль для проведения такой экспертизы в пятидневный срок. Аналогичные права получила и страховая компания потерпевшего. Чтобы обеспечить исполнение, участникам ДТП было запрещено ремонтировать или утилизировать автомобили в течение 15 рабочих дней после происшествия.

    В том же 2014 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября N 1002 года «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» на территории Москвы, Московской Области, Санкт-Петербурга и Ленинградской Области был введен безлимитный европротокол. Его главное преимущество заключается в увеличенной до 400 000 рублей суммы страховой выплаты.

    При разработке новой процедуры был учтен риск мошенничества при значительном повышении суммы компенсации. Так, сбор доказательств был возложен на водителей. Главным инструментом контроля стали технические средства фиксации. Важное условие – для подтверждения факта и фиксации деталей ДТП могут использоваться только устройства, не позволяющие корректировать данные.

    Эти условия введены с прицелом на повсеместное использование видеорегистраторов и навигаторов, подключенных к системе ГЛОНАСС или к иным глобальным спутниковым системам. Поскольку техническая база для обязательного внедрения таких устройств к тому моменту еще не была готова, новая процедура получила статус эксперимента со сроком действия до 01.01.2016.

    Согласно процедуре безлимитного европротокола, при оформлении ДТП, кроме стандартного пакета документов, водитель для получения компенсации обязан предоставить страховщику электронный носитель с фото- и видеосъемкой места происшествия, выполненной в течение одного часа. Фотографии и видео должны содержать координаты места ДТП. При передаче носителя водитель обязан составить заявление об отсутствии корректировки. В переходный период разрешается использовать любые средства контроля, обеспечивающие съемку места аварии с регистрацией даты, времени и координат.

    В ноябре 2017 года стало известно, что Правительство планирует разрешить оформлять ДТП по безлимитному европротоколу водителям автомобилей, оборудованных системой оперативного оповещения об авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

    Читайте также:  Плюсы и минусы дарения квартиры

    Согласно проекту Минтранса, потерпевший должен нажать на аварийную кнопку системы ЭРА-ГЛОНАСС в течение 10 минут после аварии. После этого телеметрические данные об обстоятельствах ДТП в автоматическом режиме попадают в базу страховой компании. Данные включают целый пакет информации, в том числе, координаты, скорость и ускорение автомобиля, силу удара в момент столкновения и многое другое. Три новых ГОСТа по методам фиксации ДТП уже вступили в силу с 1 января 2018 года. На основании данных, полученных от системы ЭРА-ГЛОНАСС, страховая компания будет принимать решение о выплате компенсации по процедуре безлимитного европротокола. Проект не отменяет необходимость заполнять стандартные бумажные извещения о ДТП.

    В 2017 году Государственная Дума приняла законопроект, изменяющий правила оформления ДТП по европротоколу. По новым правилам водители могут воспользоваться упрощенной процедурой даже в том случае, если у них нет согласия по поводу виновника ДТП. Данные об аварии разрешается фиксировать при помощи специальных мобильных приложений, лицензированных РСА.

    В мае 2018 года Центробанк, регулирующий правила ОСАГО, утвердил изменения, повышающие сумму компенсации по европротоколу с 50 000 до 100 000 рублей. Изменения вступят в силу с 1 июня и будут действовать для всех регионов, кроме тех, где действует режим безлимитного европротокола.

    Чтобы реализовать возможность оформления по европротоколу без единого мнения участников по обстоятельствам аварии, необходимо зафиксировать их при помощи «технических средств контроля и иными устройствами». Кроме того, разногласия должны быть внесены в извещения о ДТП обоими участниками аварии. Под техническими средствами контроля подразумевается передача данных через систему ЭРА-ГЛОНАСС или через специальное мобильное приложение. Однако сложность в том, что далеко не все автомобили в нашей стране оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС. По данным на 2017 год их количество составляет около 1,2 миллиона. Кроме того, мобильного приложения, лицензированного Российским союзом автостраховщиков, пока не существует. Более того, РСА еще не сформулировал даже требования к этому приложению.

    Появилась возможность использовать мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Его создали Центробанк и «Российский Союз Автостраховщиков». Программа нужна для оформления извещения о ДТП в виде электронного документа. Приложение бесплатно в App Store для устройств на iOS, а также доступно в Google Play для Android.

    — Большой плюс приложения в том, что его можно использовать для выполнения фотосъемки транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также некорректируемой передачи этих изображений в АИС ОСАГО, откуда она поступает в страховую компанию. Кроме того приложение дает подсказки о том, какие действия нужно выполнить, — говорит адвокат Владимир Гончаров.

      Приложением возможно воспользоваться, только если у сторон ДТП нет разногласий. В таком случае пострадавшая сторона может рассчитывать на максимальную выплату — до 400 тысяч рублей.

    В случае разногласий между сторонами, либо при отсутствии средств фиксации ДТП, возможно составление обычного извещения на бумаге. В последнем случае лимит выплаты страховой компанией – до 100 тысяч рублей.

    Мобильное приложение «Помощник ОСАГО» может использоваться только пользователями, имеющими подтвержденную учетную запись на «Госуслугах».

    Достаточно будет если приложение установлено у одного участника ДТП. Но тот должен ввести данные и на второго участника.

    Оформление извещения о ДТП в виде электронного документа возможно только в том случае, если оно произошло на территориях Республики Татарстан, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области или Ленинградской области. По всей России планируется запуск в ноябре 2020 года.

  • Фотосъемку можно производить с помощью приложения во всех регионах России.
  • В том же 2014 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября N 1002 года «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» на территории Москвы, Московской Области, Санкт-Петербурга и Ленинградской Области был введен безлимитный европротокол. Его главное преимущество заключается в увеличенной до 400 000 рублей суммы страховой выплаты.

    Заполнение бланка европротокола (извещения о ДТП)

    Оба водителя заполняют одно извещение о ДТП. Бланк извещения самокопируемый. Один водитель заполняет колонку «А», другой ― колонку «В». После заполнения лицевой стороны извещения, бланк разъединяется — по одному экземпляру для каждого водителя. На обороте водители заполняют каждый свой бланк.

    В п. 14 указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Указываем кратко все повреждения (например, вмятина на левом переднем крыле). Скрытые повреждения будут выявлены и описаны при осмотре автомобиля экспертами после обращения в страховую компанию.

    Как правильно оформить Европротокол при ДТП без вызова ГИБДД

    Извещение о ДТП заполняется при любой аварии, где причинен вред:

    • имуществу других физических или юридических лиц;
    • жизни и здоровью людей, включая пассажиров транспортного средства.

    Оформление по Европротоколу возможно:

    • если в ДТП участвовало 2 автомобиля;
    • нет пострадавших;
    • оба водителя застрахованы по ОСАГО;
    • причинен вред только автомобилям-участникам;
    • между участниками нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП и причиненного ущерба;
    • сумма ущерба не больше 50 000 рублей (в рамках пилотного проекта для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей — не больше 400 000 рублей, при условии фиксации аварии на устройства, поддерживающие ГЛОНАСС).

    Если все критерии выполнены, водители могут приступать к заполнению Европротокола.

    Для оформления ДТП по Европротоколу используется только один комплект Извещений. Неважно, кто из водителей его представит.

    Упрощенное оформление ДТП

    Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопирумый экземпляр заполненного извещения о ДТП считаются оригиналом документа).

    Как оформить ДТП без ГИБДД по европротоколу

    Европротокол – одно из удобных новшеств в страховой сфере и автомобильной жизни последнего времени. Он позволяет оформить небольшое ДТП без вызова и долгого ожидания аварийных комиссаров и сотрудников ГИБДД, а впоследствии получить страховую выплату. Однако европротокол имеет ряд условий и особенностей, которые нужно обязательно учитывать при оформлении.

    Вопреки некоторым мнениям, европротокол – это не какой-то особенный бланк, а сам процесс самостоятельного оформления ДТП его участниками без вызова аварийных комиссаров и сотрудников ГИБДД. Приставка «евро» говорит о том, что эта практика была применена в России по примеру других – в частности, европейских – стран, где широко практикуется такой способ оформления ДТП. При оформлении ДТП по европротоколу используется тот же стандартный бланк извещения о ДТП, который выдается вам страховой компанией при оформлении договора ОСАГО.

    По этой упрощенной схеме можно оформить не каждое ДТП. Для того, чтобы воспользоваться возможностью использовать европротокол, должны быть соблюдены следующие условия:

    • в ДТП участвовали не более 2 автомобилей;
    • при ДТП не был нанесен ущерб другому имуществу, помимо участвовавших в нем автомобилей;
    • в ДТП нет погибших и пострадавших – водителей, пассажиров или пешеходов;
    • оба участника ДТП имеют действующий полис ОСАГО и допущены в нем к управлению автомобилем, попавшим в ДТП, либо один или оба участника ДТП имеют автомобиль с зарубежной регистрацией, но застрахованный по системе «Зеленая карта»;
    • у участников ДТП нет разногласий относительно обстоятельств и причин ДТП, а также нанесенных автомобилям повреждений.

    Как видно из вышеприведенного списка, условия оформления европротокола вполне просты, но важнейшим обстоятельством является то, что должны соблюдаться все эти условия без исключения. То есть, если при ДТП были повреждены 3 и более автомобилей или один из двух участников ДТП повредил, к примеру, светофор, дорожный знак или чей-то торговый киоск, европротоколом воспользоваться не получится – придется вызывать полицию. То же самое ждет водителей, не согласных в оценке причин и обстоятельств ДТП – если никто не хочет признавать свою вину, или имеются разногласия в масштабе нанесенных повреждений, принимать решение будут сотрудники ГИБДД и страховая компания. Если второй участник ДТП, в которое вы попали, агрессивен, пьян или находится под действием наркотических веществ, ни о каком европротоколе тоже не может быть и речи – вызывайте полицию.

    Для договоров ОСАГО, заключенных после 2 августа 2014 года, сумма максимальной страховой выплаты по европротоколу составляет 50 тысяч рублей. Это ограничение является еще одним косвенным условием возможности оформить ДТП по упрощенной схеме: если хоть один из участников ДТП считает, что нанесенный ущерб превышает 50 000 рублей, придется вызывать сотрудников ГИБДД, поскольку при использовании европротокола больше этой суммы получить не выйдет.

    Однако есть и еще один вариант: для договоров ОСАГО, заключенных после 1 октября 2014 года, действует так называемый «безлимитный европротокол», сумма выплат по которому составляет 400 тысяч рублей. Но для того, чтобы им воспользоваться, обязательно должен быть соблюден ряд дополнительных условий: ДТП должно произойти на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области, факт ДТП и местоположение автомобилей после него должны быть зафиксированы с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС, а сами автомобили и полученные ими повреждения – с помощью средств фото- или видеосъемки. При этом ограничение по территории не распространяется на место оформления полиса: если они были оформлены, к примеру, в Самаре и Владивостоке, а ДТП произошло в Москве, безлимитный европротокол будет актуален при соблюдении всех прочих условий.

    Общий порядок действий при оформлении ДТП по европротоколу таков:

    • сразу после ДТП нужно остановиться и выставить знак аварийной остановки, сохранив все следы и детали ДТП;
    • совместно со вторым участником ДТП прийти к согласию касательно его виновника, обстоятельств и нанесенных повреждений, учитывая размер максимальной выплаты по европротоколу;
    • совместно со вторым участником ДТП заполнить один бланк извещения о ДТП, в котором будут четко указаны персональные данные участников, обстоятельства и причины ДТП, его виновник, а также нанесенные автомобилям повреждения;
    • по возможности стоит собрать максимум доказательной информации о ДТП: сделать фото- или видеозапись, где будет виден общий план расположения автомобилей после ДТП, фотографии каждого из автомобилей с четко видимыми номерными знаками, следы торможения, если таковые есть, а также все поврежденные детали обоих автомобилей, включая осколки и обломки, оставшиеся на месте столкновения; кроме того, можно собрать контакты и показания свидетелей ДТП, а при наличии записи происшествия с видеорегистратора также сохранить ее в качестве доказательной базы.

    Если авария произошла в одном из регионов, на которые распространяется действие безлимитного европротокола, и вы собираетесь им воспользоваться, то порядок действий при ДТП будет тем же, что указан выше, с двумя дополнениями:

    • фото- или видеоматериалы, фиксирующие обстоятельства ДТП и нанесенный ущерб, становятся не желательными, а обязательными – их необходимо будет предоставить в страховую компанию для подтверждения факта и обстоятельств ДТП;
    • ДТП должно быть обязательно зафиксировано с применением спутниковых систем ГЛОНАСС, установленных в автомобилях, участвующих в происшествии.

    Обратите внимание: извещение о ДТП должно быть заполнено правильно, не содержать противоречивых показаний и подписано обоими участниками ДТП, а также быть легко читаемым и не поврежденным. Не стоит оставлять в нем пустые графы и строки – в них нужно ставить прочерки или «зачеркнуть» их крест-накрест или буквой Z .

    Закончив оформление ДТП, оба участника могут покинуть место происшествия.

    После оформления ДТП необходимо в течение 5 рабочих дней обратиться в страховую компанию. Если вы потерпевший, то вам нужно написать требование о страховой выплате и приложить к нему оригинал извещения о ДТП, который вы заполнили совместно со вторым участником аварии. Если же вы виновник, то вам необходимо в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию о наступлении страхового случая, отправив им оригинал заполненного извещения о ДТП.

    Важно: перед тем, как передать оригинал заполненного извещения о ДТП в страховую компанию, сделайте его копию для предъявления сотрудникам ГИБДД, которые могут остановить вас для проверки факта оформления ДТП.

    Закончив документальное оформление ДТП, можно ожидать возмещения причиненного ущерба. Обратите внимание: виновнику нельзя ремонтировать автомобиль в течение 15 дней с момента ДТП, иначе страховая компания может предъявить вам регрессное требование после осуществления выплаты потерпевшему. Если же вам необходимо приступить к восстановлению до истечения этого срока, предъявите автомобиль на осмотр страховой компании и получите письменное разрешение на ремонт.

    Для договоров ОСАГО, заключенных после 2 августа 2014 года, сумма максимальной страховой выплаты по европротоколу составляет 50 тысяч рублей. Это ограничение является еще одним косвенным условием возможности оформить ДТП по упрощенной схеме: если хоть один из участников ДТП считает, что нанесенный ущерб превышает 50 000 рублей, придется вызывать сотрудников ГИБДД, поскольку при использовании европротокола больше этой суммы получить не выйдет.

    Правила оформления

    Правила оформления европротокола при ДТП таковы:

    1. Бланк заполняется черной гелиевой ручкой (при отсутствии таковой допускается использование обычной шариковой);
    2. Первый лист бланка имеет две графы (для виновника и пострадавшего), контрагенты должны заполнить каждый свое поле:
    • Сведения должны быть отражены корректно, максимально емко и в сжатом виде;
    • Указываются объективные данные, касающиеся участников, свидетелей, видимых повреждений, дате, месте происшествия;
    • Сведения, указанные каждым из участников не должны противоречить, либо указывать на ту информацию, которую не внес контрагент;
    • Внесение изменений возможно только в крайнем случае и при согласии каждого участника;
    1. После заполнения лицевой стороны необходимо разъединить бланк и внести сведения на оборотный лист:
    • Указывается информация о свидетелях;
    • Каждый из водителей проводит указанную манипуляцию самостоятельно;
    • Если поля оказалось недостаточно, продолжение пишут на белом листе бумаги, которое станет приложением (о наличии приложения, в обязательном порядке, нужно упомянуть в извещении);
    1. Участники ДТП должны поставить свои подписи в пунктах 15,18 – они будут свидетельствовать об отсутствии разногласий.

    По общему правилу, участники ДТП, решившие прибегнуть к европротоколу должны руководствоваться следующим алгоритмом:

    Добавить комментарий