Что такое сервитут по Земельному кодексу

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;

бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;

срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;

бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Судебная практика

Президиум ВС РФ утвердил 26.04.2017 года Обзор по соответствующей категории дел. Этот документ описал действия судов, которые нередко злоупотребляют комментариями к статье 23 ЗК РФ. Речь идет о том, что, отклоняя иск по причине отсутствия попытки мирно урегулировать спор, возникает неоднозначная позиция, ведь законодательство не имеет предписаний по совершению каких-либо действий для подписания взаимного соглашения об обременении. Такие решения суда отменяются.

Нередко сами истцы не могут правильно установить подсудность и направляют материалы в «неподходящие инстанции». Необходимо запомнить одно правило: если стороной спора является юридическим лицом, а землепользование осуществляется в предпринимательских целях, то претензию направляют в арбитражный суд. Все остальные тяжбы (рядовых граждан) рассматриваются обычными районными судами.

Для разрешения конфликта в суде прибегают и подменяя законность оснований. Когда речь идет о частном сервитуте, не стоит забывать, что проход или подъезд возможно организовать только для тех построек, которые зарегистрированы как объекты недвижимости. Дома, возникшие без получения на то разрешительных документов, не могут являться основанием для установления обременений.

Существуют споры, при которых собственнику изначально не установили сервитут (когда завершилось строительство объекта инфраструктуры). Через некоторое время потребовался его ремонт и возникла необходимость копать землю или нарушать целостность забора.

Также следует пару слов сказать о нормативно-правовом закреплении подобных действий. Так, ст. 52 закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ установлено, что подать заявление на регистрационные мероприятия могут обе стороны. А те обременения, которые установлены на арендованных у государства территориях, возможно зарегистрировать с письменного согласия уполномоченного органа.

Юридические услуги бизнесу
    • Составление и проверка договоров
    • Абонентское юридическое обслуживание
    • “Перерегистрация” акционерных обществ
    • Представительство в суде (арбитражном суде) по взысканию задолженности
    • Регистрация предприятий
    • Представительство в суде (арбитражном суде) по обжалованию действий органов власти
    • Представительство в суде (арбитражном суде) по спорам о недвижимости
    • Представительство в суде (арбитражном суде) по земельным делам
    • Представительство в суде (арбитражном суде) по гражданским делам

Можно. Из заседания Вас никто не выгонит. Но надо понимать, что судебный (и особенно, арбитражный) пр.

Когда требуется сервитут?

Законодательство в статье 274 Гражданского кодекса раскрывает вопрос — сервитут на земельный участок, что это такое. Оформление ограниченного разрешения требуется, когда решаются споры между собственниками соседних земель по поводу пользования общего характера.

Сервитут устанавливается на земельный участок по следующим наиболее частым причинам:

  1. Расположение на участке природного объекта, например источника ключевой воды. Объект не является собственностью владельца земли, а принадлежит государству и относится к общему пользованию, поэтому воду могут набирать все желающие. В таком случае собственник имеет право установить ограничения и потребовать право прохода к источнику за определенную плату.
  2. Строительные работы по прокладке коммуникационных труб к участку должны проводиться через соседнюю территорию. Законный правообладатель имеет право наложить обременение в форме сервитута и указать конкретное место для разрешения прокладывания труб.

ВНИМАНИЕ. Сервитут является крайним решением возникшей проблемы с земельным пользованием, когда остальные способы исчерпаны.

Данный способ ограниченного использования нельзя применять для несущественных целей. Например, к участку приходится добираться по короткой дороге, но сделать это по соседней территории намного ближе.

Оформлять разрешение для сокращения пути недопустимо.
По своей сути сервитут похож с арендой, разница только в возникновении заключения договора как вынужденной меры решения спора с обеих сторон. Это позволяет собственнику земельного надела наряду с получателем сервитута продолжать использовать обремененную часть участка.

Земельное обременение накладывается в случаях:

  • обоюдного соглашения сторон, которые желают пользоваться землей наряду с ее собственником;
  • без обоюдного соглашения в принудительном судебном порядке.

ВАЖНО. Претендовать на регистрацию сервитута может только лицо, которое не располагает возможностями реализации своих прав по эксплуатации чужой земли без специального на то разрешения.

  • срочный — требуется для регистрации определить точный срок действия обременения. Необходимость в договоре возникает, когда требуется срочная прокладка коммуникационных кабелей, труб. После выполнения срочных работ обременение снимается;
  • постоянный — оформляется, когда требуется использовать надел на постоянной основе (например, на участке расположен государственный природный объект);
  • постоянно-временный — фактическое использование территории возникает в определенный момент в течение бессрочного периода.
Читайте также:  Документы для прописки в СНТ

Публичный сервитут и его особенности

Право установления сервитута возникло еще в римском праве и до сих пор сохранилось в законодательстве РФ. Установление данного обременения регулируется следующими нормативными документами:

  • статьями 274–277 Гражданского кодекса;
  • 223 статьей Земельного кодекса;
  • статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года;
  • 9 статьей Лесного кодекса.

Следует знать, что сервитутом может быть обременено строение, здание, земельный участок. Однако практика показывает, что последний вариант встречается чаще всего.
Сервитуты на земельный участок бывают частными и публичными. Сегодня поговорим о публичном виде данного обременения.

  • Что такое публичный сервитут?
    • Для каких целей может быть установлен?
    • Когда возможно установление, а когда — нет?
    • Виды
    • Особенности
    • Примеры
      • Пример 1: бессрочный публичный сервитут
      • Пример 2: срочный публичный сервитут
  • Границы зон действия публичного сервитута
  • Установление платы за публичный сервитут

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

  • статьями 274–277 Гражданского кодекса;
  • 223 статьей Земельного кодекса;
  • статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года;
  • 9 статьей Лесного кодекса.

Статья 23. Земельного кодекса РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • утратил силу с 31 декабря 2013 года. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 411-ФЗ.

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Абзац утратил силу с 1 апреля 2015 года. – Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”.

10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

При этом сервитут может устанавливаться для нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута: обеспечения прохода, проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и др.

Понятие земельного сервитута. Форма и виды земельных сервитутов

Понятие сервитута – специальная юридическая конструкция, при помощи которой человек получает возможность воспользоваться чужим участком земли в специально оговоренных случаях.

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

В зависимости от целей установления законодательство выделяет следующие формы и виды сервитутов:

1. Частный сервитут, который в свою очередь может быть установлен на основании составленного между сторонами договора или путем вынесения соответствующего решения суда.

Установление частного сервитута на соседний участок, а также в некоторых случаях, выделенных законодательными актами, может распространяться и на другой участок, имеющий полезные свойства.Частный сервитут может быть установлен:

  • личные сервитуты для возможности осуществления прохода или проезда через чужой участок;
  • личные сервитуты для прокладки водоснабжения или линий электропередач;
  • частный сервитут для удовлетворения прочих нужд собственника участка.
Читайте также:  Претензионное письмо нарушение сроков поставки

2. Публичный сервитут, или иначе – право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливается на основании соответствующего нормативно-правового акта федерального, регионального или местного уровня. Установление публичного сервитута допускается, если данный участок земли необходим для удовлетворения государственных нужд.

Исчерпывающий перечень ситуаций, в которых происходит установление сервитута, в частности публичный сервитут на земельный участок, представлен в Земельном кодексе РФ:

  • чтобы обеспечить возможность прохода людей к водному объекту общего пользования, в том числе, к его береговой зоне;
  • для осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность граждан;
  • публичный сервитут для проведения дренажных работ;
  • при необходимости осуществить прогон сельскохозяйственных животных;
  • публичный сервитут при сенокосе.

Исчерпывающий перечень ситуаций, в которых происходит установление сервитута, в частности публичный сервитут на земельный участок, представлен в Земельном кодексе РФ:

Что такое сервитут земельного участка простым языком?

Земельный сервитут – что это такое? Простым языком, сервитут — это ограничение, урезка прав на пользование землей или недвижимостью, оформленное документально. В чем выражается это ограничение? Предположим, у вас есть в собственности земельный участок, а некое лицо, к примеру сосед, изъявляет желание частично воспользоваться вашей землей (пройти с краюшку, вдоль забора). По закону, это частичное и ограниченное пользование оформляется соглашением между собственником, регистрируется надлежащим образом. Результат – установление сервитута на часть земли, которая нужна для прохода.

Лица, получившие возможность урезанного пользования чужой землей, называются обладателями сервитута. Обладатели сервитута могут воспользоваться чужим владением, но только в той части, которая оговорена в письменном виде (например, для прохода к своему участку по выделенной для этой цели дорожке). Собственник, при этом, не должен препятствовать такому проходу.
В результате получается у одного лица – права ограничены в части целевого использования, у другого – в части не препятствования.

Что такое публичный сервитут? Виды, плата и цели на установление публичных сервитутов

На земельные участки могут накладываться различные обременения, для каждого из которых характерны свои особенности.

Нередко таким обременением становится сервитут, устанавливающийся только государственным органом, но без передачи земли в государственную собственность.

В данной статье мы рассмотрим, что такое публичный сервитут и когда он применяется. Также будет рассказано о грамотной установке такого вида обременения на землю.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-74-50 . Это быстро и бесплатно !

Нередко таким обременением становится сервитут, устанавливающийся только государственным органом, но без передачи земли в государственную собственность.

Кто может быть инициатором?

Ст. 274 ГК РФ определяет перечень участников процесса, которые могут инициировать выдачу сервитутного права:

  • собственник;
  • лицо, которое на законных основаниях может бессрочно пользоваться чужим ЗУ;
  • лицо, которое получило ЗУ в качестве наследуемого владения;
  • арендатор ЗУ.

Под каждым из перечисленных может выступать как физ-, так и юрлицо. Часто инициатором установления являются государственные учреждения.

Кроме того, в тексте разрешения в обязательном порядке необходимо отразить полную информацию о заключаемой сделке, иначе оно не будет признано законным.

Сервитуты в гражданском праве: понятие и виды

В самом начале статьи подробно разберем вопрос о том, сервитуты в гражданском праве это что? Право использования ресурсов не своего участка закреплено в следующих нормативных документах.

Гражданском кодексе. Данное явление в этом документе рассматривается как общее проявление вещного права.

Земельном кодексе. Это базовый свод нормативов, регламентирующих порядок осуществления землепользования в различных условиях.

Водном кодексе. Согласно ст. 44 ВК, возможность пользования ресурсами чужой территории распространяются и на водоемы.

Причем, не стоит путать обременение владельца земли по осуществлению допуска к водоему с пользованием водоемами в рамках законодательства, регулирующего водные отношения.

  1. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
  2. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты:
    • содержащие природные лечебные ресурсы;
    • отнесенные к особо охраняемым водным объектам.
  3. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах:
    • зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
    • первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
    • рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.
  4. Сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Лесном кодексе. Ст. 21 данного кодекса гарантирует гражданам право свободного пребывания в лесу. Необходимость такой декларации продиктована тем, что лесопользование сочетает в себе использование экологических, биологических и земельных ресурсов.

Частная собственность на лесные территории хоть и разрешена, но не очень развита. Однако большое развитие получила аренда земли с целью проведения рубок древесины.

Активная эксплуатация лесных ресурсов породила разделение земель, отнесенных к лесному фонду, на участки, где проводятся рубки, и на участки, где лес находится на разных стадиях восстановления.

Читайте также:  Предприятие на карантине: как оплачивается

Однако лес – это не только промышленная древесина, но и не древесные, а также рекреационные и экологические ресурсы. Все интересы природопользователей часто сосредоточены на одном и той же территории и не должны при этом противоречить целевому назначению земли.

Еще одной особенностью данного вида обременений является возможность их установления административным актом. Это, однако, не исключает появления сервитута на договорных или судебных основаниях. О том, как написать исковое заявление об установлении сервитута через суд, вы узнаете здесь.

Жилищном кодексе. Статьёй 36 предусматривается возможность и часто необходимость официального оформления права использования благ участка, занятого под жилые строения, теми гражданами, которые не являются владельцами данной недвижимости.

Подобные взаимоотношения устанавливаются по обоюдной договоренности или как результат решения суда. Подробнее об установлении сервитута по договорённости читайте тут.

Градостроительном кодексе. Право на использование чужих участков защищается статьёй 64. Она декларирует допустимость формирования в градостроительстве как частного, так и публичного сервитута.

При формировании публичного варианта инициатива исходит от органов местной власти. Частые обременения формируются в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Градостроительный кодекс представляет список вариантов установления обременений. Он не носит характер исчерпывающих рекомендаций.

Законом федерального уровня «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Статьёй 12 этого закона определяется порядок действий по регистрации обременений в Росреестре.

Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Статьёй 28 регулируется процесс изменения формы собственности земель, который сопряжён с принятием решений о целесообразности установления сервитутов.

Законом «О гидрометеорологической службе». Он определяет приоритеты объектов гидрометеорологической службы.

Собственники и пользователи земли не должны препятствовать действиям по обеспечению работы объектов данного профиля, если по-другому осуществить это невозможно.

Однако у них есть и общие моменты. Сервитут в земельном кодексе может быть установлен в следующих формах: публичный, частный, постоянный и срочный формы. Такое деление содержится во всех документах, где есть необходимость поднимать тему регулирования подобных земельных взаимоотношений.

Предлагаем вашему вниманию видео-консультацию кадастрового инженера о том, что такое земельный сервитут и как происходит установление сервитута на земельный участок.

Подробнее о нормах права и основаниях для установки сервитута читайте в этой статье.


Поскольку собственник участка, обладающего обременением, терпит неудобства, а возможно и убытки, он может требовать от человека, пользующегося благами данного участка, соответствующей платы регулярного характера. О том, как устанавливается и взимается плата за сервитут, можно узнать в нашей статье.

Частный сервитут

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Обычно вопрос о частном ограничении на чужой объект возникает между лицом, нуждающемся в нем, и владельцем соседних объектов.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Договор сервитута оформляется письменно и регистрируется в Едином государственном реестре в обязательном порядке. Без регистрации процесс считается недействительным. При получении отказа, всегда можно добиться установления через суд. Но даже судебное решение должно быть занесено в Единый государственный реестр.

Подводя итог об этих двух видах – публичном и частном — можно выделить единственное и яркое различие между ними. Самым важным отличием между ними являются способы их установления и назначения.

На какие земли нельзя установить сервитут

  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда.

Чаще всего на них накладывается публичный сервитут, поэтому частный не применяется. Однако, в некоторых случаях это возможно через решение суда.

Подробнее о сервитуте можно посмотреть здесь.

Чтобы заранее узнать о подводных камнях территории (особенно актуально для покупателей), достаточно до подписания акта купли-продажи запросить выписку из кадастровой палаты относительно территории. Стоимость выписки – 400 рублей. В неё внесены данные о размерах, положении, адресе участка, его собственнике, а так же данные об обременениях.

Пакет необходимых документов для оформления

Обеим сторонам необходимо подготовить набор документов, в который входит:

  • бумага, на основании которой часть земли переходит в пользование. Это может быть договор между сторонами или нормативный акт;
  • заявление;
  • паспорт лица, которое его подаёт;
  • кадастровые документы на тот участок земли, на которое оформляется обременение;
  • если одной из сторон выступает организация, то выписка из ЕГРЮЛ, а также устав;
  • квитанция, подтверждающая, что пошлина уплачена в полном размере.

Если одна из сторон не может, по каким-либо причинам, самостоятельно подать документы на регистрацию, это может сделать представитель, но только при наличии нотариальной доверенности.

Срок регистрации обременения – 10 рабочих дней. Через этот период времени, стороны получат выписку из ЕГРН о регистрации обременения. Если сервитут будет оформлен на определённый срок, то в выписке он будет указан. По его истечению никуда больше идти не нужно, обременение снимается автоматически. Собственнику нужно будет только снова получить выписку, в которой будет указано, что сервитута больше нет.

  • бумага, на основании которой часть земли переходит в пользование. Это может быть договор между сторонами или нормативный акт;
  • заявление;
  • паспорт лица, которое его подаёт;
  • кадастровые документы на тот участок земли, на которое оформляется обременение;
  • если одной из сторон выступает организация, то выписка из ЕГРЮЛ, а также устав;
  • квитанция, подтверждающая, что пошлина уплачена в полном размере.
Добавить комментарий