Жалоба на нарушение налогового законодательства

Время рассмотрения

Срок, в который должна быть официально зарегистрирована жалоба, по закону – три рабочих дня. А какие-либо действия (ответ) при обращении заявитель вправе получить максимум через месяц после обращения.

В противном случае сотрудник налоговой службы вправе уведомить о продлении срока. Но такая отсрочка не должна превышать одного месяца и дается один раз.

Если ФНС действует по-другому, то это – основание для обращения в судебные инстанции.

Если ФНС действует по-другому, то это – основание для обращения в судебные инстанции.

Можно ли подать жалобу анонимно

В органах ФНС анонимные послания не рассматриваются. Любой человек, обратившийся в эту службу, в обязательном порядке обязан назвать персональные данные, поэтому анонимная жалоба в налоговую — это не лучший способ донести информацию до фискальных служб. Для сохранения анонимности допускается обратиться по телефону горячей линии налоговой службы, но ждать быстрого рассмотрения и принятия мер по такому виду жалобы не стоит.

Необходимость в такой подаче возникает, когда гражданин, например, хочет донести на соседей о сдаче ими квартиры без уплаты налогов или работник — на своего работодателя, когда тот нарушает законодательство. В принципе в законодательстве нет указаний на то, как подать анонимную жалобу в налоговую и что обезличенное обращение примут к сведению. Но по собственной инициативе фискальщики могут рассмотреть и его. «Анонимку» подают следующими способами:

  • по телефону доверия, конкретный номер зависит от региона и указан на сайте ФНС в разделе «Контакты и обращения»;
  • посетив налоговиков лично;
  • посредством Интернета.

Если нужна уверенность в рассмотрении поданного документа, не скрывайтесь — указывайте ваши персональные данные.

При написании непременно обозначается жалующийся (Ф. И. О. плюс место проживания), точное наименование ИФНС, куда подается документ. Допускается указать и конкретное должностное лицо. Потом отмечается почтовый адрес, куда направят ответ по итогам разбора. Следующий обязательный элемент — это опись сути ситуации: описание нарушения и итоговую просьбу. Заканчивается документ постановкой даты и подписи обращающегося. К жалобе следует приложить доказательства факта описанного нарушения. Если доказательства находятся у работодателя и доступа у сотрудника к ним нет, необходимо отразить это в тексте

Как написать жалобу в налоговую инспекцию на организацию?

Есть ли права у граждан заказать налоговую проверку на основании жалобы потребителя на ИП , например? Какие основания для этого нужна и в каком виде подается жалоба?

    жалоба в налоговую инспекцию, выездная налоговая проверка, налоговая инспекция, пожаловаться на ИП, жалоба, налоговая
  • Поделиться

Ответы юристов ( 8 )

  • 15889 ответов
  • 4357 отзывов

Добрый день! Согласно ИЗМЕНЕНИЯМ И ДОПОЛНЕНИЯМ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРИЛОЖЕНИЯ N N 1 и 2 К ПРИКАЗУ ФНС РОССИИ ОТ 30.05.2007 N ММ-3-06/333@: При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию. Соответственно налоговый орган сам в праве выбирать организации для проверок, опираясь на жалобы граждан. С уважением, Урванцев Евгений.

  • 19621 ответ
  • 7800 отзывов эксперт

«Заказать проверку» невозможно. Возможно сообщить об имеющемся нарушении налогового законодательства со стороны индивидуального предпринимателя. В таком случае налоговая проведет проверку по вашему заявлению.

Если вы конкретизируете вопрос, на него можно будет ответить более подробно. В частности какие нарушения вы предполагаете у ИП.

  • 605 ответов
  • 211 отзывов

Гражданин вправе пожаловаться в налоговую инспекцию. Однако нужно учитывать, что итоговое решение о необходимости проведения проверки зависит от руководителя налогового органа.

Если потребитель посчитает, что нарушены его права как потребителя он вправе обратиться в Роспотребнадзор по области, это в большей мере гарантирует защиту его прав как потребителя. Поскольку обращение в налоговые органы потребителя напрямую не затрагивают его права и не влияют на взаимоотношения с продавцом.

  • 9397 ответов
  • 2802 отзыва

Добрый день! Для проведения проверки необходимы основания — нарушения законодательства в отношении налогов или граждан при оформлении сделки (это может быть неправильно оформленные документы при купле-продаже или вообще их не оформление и многое другое) — таким образом, вы можете подать заявление в простой письменной форме изложив подробно в хронологическом порядке ситуацию с привязкой по датам и приложением копий доказательных документов если они есть и просите: 1. Провести проверку по данному факту с применением мер воздействия и привлечения к установленной ответственности должностных лиц ИП ___, в том числе административного порядка. 2. О принятом решении по существу заявления прошу сообщить по адресу: ____. Подавайте в двух экз. на втором (Вашем) пусть поставят Вх № __ — о приёме от вас заявления и ждите реакции и письменного ответа. С уважением.

Полностью согласен с предыдущими ответами. Дополнение, не рассчитываю на гонорар. Бланк заявления.

  • 11177 ответов
  • 6945 отзывов эксперт

Нет. «заказать» гражданин не может проверку.

Основания проверок указаны в частности в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@(ред. от 10.05.2012)«Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Так что если есть указанные основания, тогда есть основания для проверки.

А жалоба потребителя это скорее Роспотребнадзор, а не налоговая.

  • 1333 ответа
  • 501 отзыв

Именно заказать проверку не получится, потому что, как Вам уже указали коллеги, налоговые органы не работают по принципу многих других госструктур, то есть не проводят внеплановые проверки по поступившим заявлениям и жалобам.

Обратиться с жалобой в налоговый орган Ваше право.

Поскольку Вы обжалуете не действия налоговиков, а иного лица (ИП), то порядок подачи жалоб, предусмотренный НК РФ, в данном случае неприменим.

Подать жалобу необходимо с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014)«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (текст закона ТУТ).

Статья 7. Требования к письменному обращению
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Жалобу необходимо подать в налоговый орган по месту регистрации ИП.

По общему правилу, обращения рассматриваются и по ним дается ответ в течение 30 дней с момента регистрации обращения (жалобы) (ст. 12 Закона № 59-ФЗ).

Читайте также:  Порядок усыновления ребенка незамужней женщиной в России

Доводы, которые будут изложены Вами в жалобе, приложенные подтверждающие документы, будут рассмотрены налоговиками в пределах их компетенции (как правило, при рассмотрении жалобы налоговые органы достаточно ограничены в своих действиях по проверке, однако, указанные Вами доводы могут быть проверены при проведении камеральной проверки представленных налогоплательщиком деклараций), Вам будет дан письменный ответ.

На практике, если есть возможность проверить доводы по сведениям, имеющимся у налоговиков, такая проверка проводится сразу, если нет — Вам, при наличии оснований, будет направлен ответ о том, что налогоплательщик будет включен в план проверок.

Если нарушены Ваши права как потребителя, то действительно более действенным методом будет направление жалобы в Роспотребнадзор, который вправе проводить проверки по поступившим жалобам.

Статья 7. Требования к письменному обращению
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Что такое жалоба и какими способами она подается?

Жалоба — оформляемый в письменном виде документ с целью опротестования действий/бездействий или бумаг, выданных налоговиками. Так трактует это понятие пункт 1 статьи 138 НК РФ. Подать жалобу можно несколькими способами:

  • в окно приема документов налогового органа;
  • в канцелярию инспекции по налогам.

Первые два способа предполагают подачу жалобы лично. Обращаются в то отделение, которое проводило проверку:

  • по почте;
  • онлайн на сайте ФНС;
  • с помощью телекоммуникационных каналов связи.

Процедура подачи жалобы имеет срок действия — 90 суток с момента выявления правонарушения. Но если налогоплательщик не укладывается в срок, он имеет право просить о его продлении по веским (требуются доказательная база) причинам. Процедура подачи и рассмотрения документа в общем случае занимает до 33 дней. Первые трое суток уходят на принятие и регистрацию документа, остальные 30 — на рассмотрение. Срок вынесения решения по жалобе может быть увеличен еще на 30 суток, о чем налогоплательщика обязаны уведомить заблаговременно.

Важно! Если вынесенное по опротестованию решение плательщик налогов считает неправильным, согласно законодательным нормам, он может в течение следующих 10 дней оспорить его в судебном порядке.

Первые два способа предполагают подачу жалобы лично. Обращаются в то отделение, которое проводило проверку:

На уклонение от налогов

Классический пример — сокрытие работодателями сумм по НДФЛ за счет серой зарплаты. Уклонение от прямых обязанностей чрезвычайно распространено как со стороны юридических лиц, граждан и предпринимателей. Отсутствие поступлений от налогоплательщика — прямое нарушение норм закона. Если заинтересованное лицо обнаружило факт уклонения от налогов, оно может составлять претензию в инспекцию. В документе необходимо отобразить период неуплаты и вид поступлений, от которых уклоняется нарушитель.

Рекомендуется сделать акцент на доказательствах. Чтобы подтвердить, что деятельность компании противоречит нормам законодательства, необходимо перечислить конкретные положения закона, проигнорированные нарушителем.

Особенности подачи заявления.

Жалоба в налоговую инспекцию может быть подана физическими и юридическими лицами в зависимости от обстоятельств и вида обращения. Стоит отметить, что для привлечения работодателя к ответственности одной только жалобы от сотрудника недостаточно. Она служит основанием для проведения расследования налоговыми органами, в ходе которого будет произведен допрос заявителя и, как правило, других работников организации.

Вместе с тем, проводится сбор доказательной базы. В ряде случаев назначается внеплановая проверка компании на предмет уклонения от уплаты налогов и выявления иных нарушений законодательства. В результате проведенных мероприятий устанавливается факт виновности или невиновности организации. При выявленных нарушениях на организацию накладывается административное наказание в виде штрафов.

Более того, компания-работодатель попадает в пристальное внимание налоговых органов и в последующем будет подвергаться частым проверкам. Подобная практика существует для пресечения рецидивов финансовых правонарушений.

Более того, компания-работодатель попадает в пристальное внимание налоговых органов и в последующем будет подвергаться частым проверкам. Подобная практика существует для пресечения рецидивов финансовых правонарушений.

Как правильно составить жалобу на налоговую инспекцию с 2020 года

Имейте в виду, что Налоговый кодекс РФ не обязывает использовать форму жалобы, утвержденную ФНС России. Такого требования в ст. 139.2 НК РФ нет. Но чтобы уйти от лишних споров с налоговиками (в т. ч. по досудебному порядку обжалования), лучше использовать утвержденный с 2020 года бланк жалобы в налоговую.

Этот документ можно направлять по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Когда жалобу направляют по ТКС, ее нужно подписать усиленной электронной подписью.

Возможна подача и в письменной форме лично либо через представителя.

Если лимит явно будет превышен, данные поля заполняют кратко, а полный текст оснований и требований приводят в приложениях к жалобе отдельным файлом. Это должен быть отсканированный документ.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Порядок оспаривания решения налоговой службы

По сути, когда говорят как об обычной, так и об апелляционной жалобе на налоговое решение, имеют в виду обращение в инспекцию, цель которого — оспорить данное решение и/или добиться его отмены. Как мы объяснили, жалоба на решение налогового органа подается, если оно уже стало действительным, а апелляционный порядок предусмотрен для опротестования еще не вступивших в силу решений о привлечении к ответственности.

Жалоба оформляется произвольно в письменном виде, подписывается самим заявителем или его представителем. Во втором случае к ней необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия посредника. Подать жалобу можно в налоговую лично, направив по почте либо в виде электронного документа [5] .

На данный момент в ФНС России разработали новый порядок подачи жалобы и новую форму. Однако действовать изменения начнут с 30 апреля 2020 года [6] , а пока оспаривание происходит в прежнем порядке.

Подготовка жалобы

Правила, касающиеся содержания жалобы и апелляции, описаны в статье 139.2 НК РФ — они едины для обеих форм и не отличаются от требований к другим видам обращений. Заявителю нужно:

  • указать Ф. И. О., адрес либо название и адрес компании;
  • обозначить, какой акт подлежит обжалованию, когда он был принят, его номер;
  • уточнить, какой налоговый орган принял спорный акт;
  • обосновать свою позицию;
  • описать суть иска;
  • указать способ, с помощью которого налоговая должна уведомить заявителя о решении по данной жалобе.

К тому же в обращении можно обозначить контакты и прочие данные, если налогоплательщик считает это необходимым.

Подготовка документов

В пакете документов должна быть доверенность, доказывающая полномочия представителя (если жалобу подает он). В остальном жестких требований нет. Поэтому гражданин может приложить любые документы, подтверждающие его доводы, а также расчет оспариваемых сумм обязательных платежей [7] [8] .

На этом этапе налогоплательщику нужно учесть еще один момент: если в качестве аргументов он хочет использовать документы, которые ранее не направлялись в инспекцию и не рассматривались там, то причины их непредставления должны быть уважительными. Иначе они попросту не будут приняты [9] .

Подача жалобы в суд или налоговый орган

Апелляционную жалобу и все документы, собранные по усмотрению заявителя, ему нужно послать в ту инспекцию, акты которой подлежат обжалованию. При этом обращаться необходимо в другие отделы, не связанные с принятием необоснованного решения. ФНС обязана в течение трех дней со дня получения апелляции перенаправить ее (и все дополнительные документы тоже) в вышестоящую инстанцию. Налоговой-оппоненту при этом необходимо устранить все обстоятельства, из-за которых были нарушены права заявителя, и потом оповестить об этом надзорный орган также в течение трех дней [10] . А обычная жалоба сразу направляется в вышестоящую инстанцию.

Обжалование решений налоговых органов в суде возможно только после досудебного урегулирования. Любопытно, что в отношении актов по камеральной или выездной проверке применимы оба порядка. Предположим, надзорный орган принял жалобу, рассмотрел ее и назначил решение. Однако заявителя оно не устроило — к примеру, обжалованный акт налоговой в результате не был отменен. В этом случае гражданин имеет право обратиться в арбитражный суд, о чем говорится в пункте 2 статьи 138 НК РФ [11] . Туда заявление можно направить в течение трех месяцев, согласно части 4 статьи 198 АПК РФ.

К сведению

Обращение в суд, как и жалоба в вышестоящий налоговый орган, составляется в свободной форме. К обращению также прикладываются подтверждающие документы. Кроме прочего, заявителю потребуется иметь при себе текст необоснованного решения. А если речь идет именно об обжаловании решений и действий/бездействия должностного лица, необходимо предоставить суду еще и уведомление о том, что копия обращения и необходимые доказательства были отправлены указанному лицу [12] .

Вынесение решения

Рассмотрев апелляционную жалобу, в вышестоящем органе или другом отделе той же инспекции могут отменить или изменить решение полностью либо частично и принять новое. Однако не факт, что решение изменят — его также вправе отменить, а затем просто закрыть делопроизводство. Третий вариант развития событий таков: после рассмотрения решение не меняется и апелляционная жалоба заявителя не удовлетворяется.

Читайте также:  Где найти образцы исковых заявлений в мировой суд

По итогам рассмотрения обычной жалобы надзорный налоговый орган также может оставить ее без удовлетворения, отменить опротестованный акт и завершить производство по делу либо изменить решение и вынести новое.

Но, как мы уже выяснили, не всегда удается на этом этапе урегулировать разногласия, и тогда дело передается в суд. Обжалование решения налоговой в арбитражном суде происходит по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ.

Оспорить в судебном порядке можно:

  • акты вышестоящего налогового органа, принятые по результатам рассмотрения жалоб;
  • действия/бездействие должностных лиц ФНС;
  • бездействие ФНС, если заключение по жалобе не сделано в установленный срок.

При этом вполне уместно будет ходатайствовать о принятии обеспечительных мер, например о приостановлении действия спорного решения [13] . Подать такое ходатайство можно даже в то время, пока дело находится на стадии разбирательства.

Если суд удовлетворил ходатайство и еще не принял решение по спору, инспекторы не смогут взыскивать с налогоплательщика доначисления, блокировать счета и так далее. Но, конечно, необходимость применения обеспечительной меры придется обосновать, и аргументы должны быть довольно весомыми. Такие меры допускаются, если их непринятие может затруднить или даже сделать невозможным исполнение судебного акта либо если из-за их непринятия будет нанесен значительный ущерб заявителю [14] .

Арбитражный суд, изучив дело, может отменить целиком или частично несправедливое решение ИФНС, признать действие или бездействие незаконным или обязать налоговую сделать то, чего требует вторая сторона, то есть налогоплательщик.

Безусловно, суд, если сравнивать его с вышестоящим налоговым органом, считается абсолютно непредвзятым в подобных вопросах. Поэтому гражданин может рассчитывать на более беспристрастное разбирательство — если, конечно, решение налоговой изначально на самом деле было необоснованным. Между тем, когда спор доходит до суда, существенно увеличиваются затраты — как финансовые (приходится дополнительно оплачивать судебный сбор и издержки), так и временные.

Вряд ли найдется компания, ни разу не столкнувшаяся со сложностями и спорными моментами, связанными с налоговой службой. Тем не менее налогоплательщику, чьи права были нарушены, следует владеть ситуацией и быть готовым к защите. Конечно, можно попробовать обжаловать решение ИНС самостоятельно, потратив сперва огромное количество времени и сил на поиск и анализ правовой базы, а также правоприменительной практики. Однако даже это не гарантирует того, что решение проблем с налоговой будет найдено. Поэтому в подобной ситуации целесообразно прибегнуть к услугам профессионалов.



«Действующее налоговое законодательство и нормативная база в целом довольно сложны. К тому же они постоянно подлежат изменениям. Поэтому налогоплательщикам сегодня приходится нелегко. Казалось бы, веди свою деятельность в рамках закона, соблюдай налоговый режим — и проблем с инспекцией не возникнет. Однако на практике так получается не всегда.

Обжалование результатов проверки

Теперь поговорим о том, как обжаловать результаты проверки. Тут у бухгалтера гораздо меньше вариантов поведения. Первое, что нужно учитывать — обратиться в суд можно только после того, как была направлена жалоба вышестоящему руководству. Это правило действует с 2009 года, благодаря поправкам, внесенным в ст. 101.2 НК РФ.

При этом жаловаться вышестоящему руководству можно по-разному. Налоговый кодекс позволяет направить жалобу как на еще не вступившее в силу решение инспекции, так и на уже действующий документ. В первом случае речь идет об апелляционном обжаловании, а во втором — просто о жалобе. Давайте посмотрим, в чем разница между этими процедурами и какая из них выгоднее.

Апелляционная жалоба, как уже говорилось, подается в отношении еще не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, выносящегося по результатам проверки. Срок, отведенный для подачи такой жалобы весьма короткий — всего 10 рабочих дней с даты вручения решения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ). Но положительной стороной такого «ускорения» является то, что решение не вступит в силу вплоть до его утверждения вышестоящим органом. А на это НК РФ отводит инспекции целый месяц (п. 3 ст. 140 НК РФ). Таким образом, подача апелляционной жалобы позволяет оттянуть вступление решения в силу. И это не единственный плюс апелляции.

Дело в том, что обжалование решения, не вступившего в силу, НК РФ признает полноценным досудебным обжалованием. А значит, если вышестоящий налоговый орган оставит решение инспекции в силе, организация сможет сразу же обратиться в суд. Это особенно важно, если речь идет о возможности списания средств со счетов налогоплательщика — суды гораздо чаще применяют обеспечительные меры по запрету списания денег со счетов, нежели налоговые органы.
Что касается процедуры подачи жалобы, то она передается через инспекцию, вынесшую решение (п. 3 ст. 139 НК РФ), поэтому направлять пакет документов непосредственно в УФНС не нужно.

Жалоба относительно вступившего в силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Однако срок этот «обманный». Дело в том, что, устанавливая его, законодатели никак не соотнесли этот срок со временем, которое отводит на судебное обжалование решений налоговых органов Арбитражный процессуальный кодекс. А в нем черным по белому написано: заявление в суд можно подать в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что о нарушении своих прав организация узнает в тот момент, когда вступает в силу полученное ей решение налогового органа.

Таким образом, выходит, что, если держать в уме возможность дальнейшего обжалования вступившего в силу решения инспекции в суде, то подавать жалобу в вышестоящий налоговый орган нужно не позже, чем через месяц после вступления его в силу. Дело в том, что НК РФ отводит инспекторам на рассмотрение жалобы один месяц, но, если речь идет о жалобе на вступившее в силу решение, то этот срок может быть увеличен на 15 рабочих дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов (п. 3 ст. 140 НК РФ). Вот и выходит, что у инспекции есть почти два месяца для законной проверки доводов, изложенных в жалобе, а отведенный Налоговым кодексом налогоплательщику на составление жалобы год сжимается до одного месяца. Так что затягивать с обжалованием решения, уже вступившего в силу, тоже не стоит. Обратите внимание, что в этом случае жалобу надо направлять непосредственно в УФНС, а не в инспекцию, принявшую решение.

Жалоба относительно вступившего в силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Однако срок этот «обманный». Дело в том, что, устанавливая его, законодатели никак не соотнесли этот срок со временем, которое отводит на судебное обжалование решений налоговых органов Арбитражный процессуальный кодекс. А в нем черным по белому написано: заявление в суд можно подать в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что о нарушении своих прав организация узнает в тот момент, когда вступает в силу полученное ей решение налогового органа.

Куда жаловаться

Направлять претензию нужно в соответствующие органы, наделенные полномочиями решать подобные вопросы. К таким звеньям госорганов относятся:

  • структуры ФНС;
  • прокуратура;
  • суд.

Существуют нюансы рассмотрения и подачи жалобы в каждый орган.

Существуют нюансы рассмотрения и подачи жалобы в каждый орган.

Куда и как пожаловаться на налоговую инспекцию?

| Налоговые тонкости | 0 |

Налоговая служба – это та организация, которая необходима как для нормального функционировании государства, так и для контроля за налоговыми сборами с граждан и юридических лиц. Она выполняет десятки задач: от сбора налогов до составления статистики и регулирования налогового законодательства, а полномочия её сотрудников весьма велики и распространяются на множество сфер деятельности.

Однако бывает так, что прокуратура, выполняя свою работу, оказывается неправа. В этом случае могут быть нарушены как права граждан, так и их имущественные интересы. В этом случае можно защитить себя официальной жалобой. О том, как такую претензию составить и куда её потто подать вам расскажет наша статья.

Налоговая служба – это та организация, которая необходима как для нормального функционировании государства, так и для контроля за налоговыми сборами с граждан и юридических лиц. Она выполняет десятки задач: от сбора налогов до составления статистики и регулирования налогового законодательства, а полномочия её сотрудников весьма велики и распространяются на множество сфер деятельности.

Читайте также:  Куда жаловаться на судебных приставов по алиментам?

Чем руководствоваться

  • форму жалобы (апелляционной жалобы);
  • порядок ее заполнения;
  • электронный формат;
  • правила подачи жалобы (апелляционной жалобы);
  • порядок направления решений (извещения) по ним в электронной форме.

Этот документ закрепляет правила подачи юрлицами и ИП жалоб (апелляционных жалоб) в электронной форме именно по ТКС. Он действует с 30 апреля 2020 года.

Организации и ИТ теперь могут использовать утвержденные форматы при направлении жалоб в вышестоящие налоговые органы через ИФНС (п. 1 и 2 ст. 139.2 НК РФ) на:

Вводная информация

Когда речь заходит о правилах обжалования действий и решений налоговых органов (а именно так официально называется данная процедура) нужно различать две сферы обжалования. В первую попадают не связанные с результатами налоговых проверок (как выездных, так и камеральных) жалобы на действия или бездействие инспекторов, а также изданные ими документы (требования, запросы, инкассо, отказ в возврате излишне уплаченного налога и т.п.). Вторую группу составят решения, изданные по итогам проверки. Это может быть как решение о штрафе, так и о взыскании сумм налогов, пеней без привлечения к ответственности.
Теперь поговорим о каждой из сфер в отдельности.

Теперь жалобу можно либо принести лично и сдать в экспедицию, получив штампик о приеме на втором экземпляре описи, либо направить по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.

Порядок обжалования действий налоговых органов

О порядке обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган.В соответствии со ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

При этом к актам налоговых органов, которые могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, относятся документы любого наименования (решения о проведении налоговой проверки, решения о привлечении либо отказе в привлечении к налоговой ответственности, требования об уплате налога и т.д.), подписанные начальником (заместителем начальника) налогового органа и касающиеся конкретного налогоплательщика. Документы, подписанные иными работниками налогового органа (инспектором, начальником отдела) могут быть обжалованы в налоговый орган, вынесший данный акт.

Обжалование в вышестоящий налоговый орган имеет ряд преимуществ перед судебным обжалованием:

· простота процедуры, позволяющая налогоплательщику самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юриста;

· рассмотрение жалобы заочно, без присутствия лица, подавшего жалобу;.

· быстрое рассмотрение жалобы;

· отсутствие необходимости уплаты пошлины;

· обжалование даже с отрицательным для налогоплательщика результатом позволяет ему лучше уяснить точку зрения налогового органа, что дает возможность налогоплательщику более тщательно подготовиться к защите своей позиции при обращении в суд.

· в случае обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в письменной форме и в обязательном порядке подписывается налогоплательщиком либо его представителем.

При этом следует учитывать, что согласно главе 4 Налогового кодекса РФ право на представление интересов налогоплательщика без доверенности имеют только законные представители.

Законными представителями налогоплательщика – организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (например, генеральный директор, руководитель, председатель и т.д.).

Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое либо юридическое лицо, уполномоченный представлять интересы налогоплательщика на основании надлежаще оформленной доверенности. Порядок оформления доверенности регулируется ст. ст.185-189 Гражданского Кодекса РФ.

Для представления интересов налогоплательщика – физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) доверенность должна быть нотариально удостоверена либо приравниваться к нотариально удостоверенной (п.3 ст.29 НК РФ, ст.185 ГК РФ).

При подписании жалобы уполномоченным представителем налогоплательщика к экземпляру жалобы, направленному в налоговый орган, должна быть приложена доверенность либо ее надлежаще удостоверенная копия.

Указание в жалобе предмета обжалования (действия, бездействие, ненормативный акт) является ее существенным элементом, без которого обращение налогоплательщика не может быть признано жалобой. В жалобе нужно не только указать на несогласие с фактами и выводами налоговиков, но и изложить свое требование. Это может быть требование об отмене решения (полностью или частично), о проведении дополнительной проверки или об изменении решения. Кроме того, в жалобе обязательно нужно указать на процессуальные нарушения, если таковые имели место.

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
жалоба не подписана заявителем,
представлена ксерокопия жалобы или жалоба направлена по факсу,
пропущен установленный законом срок подачи жалобы,
жалоба подана представителем налогоплательщика и не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя,
имеется вступившее в силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе,
имеется решение УФНС России по Новгородской области по жалобе того же лица по тому же предмету и основанию.

Статьей 139 Налогового кодекса РФ предусмотрена подача двух видов жалоб.

1. Апелляционная жалоба может быть подана только на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст.101 Налогового кодекса РФ.

Данная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения – в течение 10 дней со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого вынесено соответствующее решение (п.2 ст.101.2 НК РФ).

Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Решение по апелляционной жалобе выносится вышестоящим налоговым органом.

При подаче апелляционной жалобы процедура взыскания начисленных платежей приостанавливается до рассмотрения апелляционной жалобы по существу вышестоящим налоговым органом.

Законодательством не предусмотрено восстановление пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения.

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен. Для восстановления срока к жалобе необходимо приложить письменное мотивированное ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

В соответствии с п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ решение по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения вышестоящим налоговым органом. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на 15 дней.

О принятом по жалобе решении в течение трех дней со дня его принятия в письменной форме сообщается лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает подачи аналогичной жалобы в суд.

Особенности обжалования постановлений Инспекций по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с гл. 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ постановление по делу об административном правонарушении также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения либо получения копии постановления.

В соответствии с п.1 ст.30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба на акты (действия (бездействие) должностных лиц Межрайонных ИФНС России по Новгородской области подается в УФНС России по Новгородской области (173002, г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.17 к.1).

Жалоба на акты, действия (бездействие) должностных лиц УФНС России по Новгородской области подается в ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д.23).

Отдел налогового аудита УФНС России по Новгородской области

Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
жалоба не подписана заявителем,
представлена ксерокопия жалобы или жалоба направлена по факсу,
пропущен установленный законом срок подачи жалобы,
жалоба подана представителем налогоплательщика и не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя,
имеется вступившее в силу решение суда по вопросам, изложенным в жалобе,
имеется решение УФНС России по Новгородской области по жалобе того же лица по тому же предмету и основанию.

Добавить комментарий