На каком счете отражаются пени по налогам

Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами

Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.

Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.

То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:

  • Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
  • Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.

Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.

Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).

По каким налогам пени и штрафы Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.

Используем 99 счет

Данный метод имеет основное преимущество: при использовании 99 бухсчета не возникает разницы между данными бухгалтерского учета и сформированной отчетностью. Иными словами, 99 бухсчет не участвует в определении размера налогооблагаемой базы. Следовательно, отражение сумм начисленной неустойки, пени (Н/П) на сч. 99 не приведет к искажению учетной информации.

При формировании записей, как списать пени по налогам, проводки составляются следующим образом: 99 счет дебетуется и одновременно кредитуется сч. 68 по соответствующему субсчету:

  • 68.1 — если пени начислили по НДФЛ;
  • 68.2 — просрочен платеж по НДС;
  • 68.4 — налог на прибыль организацией был уплачен с опозданием, и ФНС выставила неустойку.

Если Н/П была выставлена за несвоевременную уплату страховых взносов, то начисление проводится по 69 бухсчету.

Бухгалтерские записи будут выглядеть следующим образом:

Дебет 99 Кредит 68, 69 — начислены суммы неустойки за просрочку налоговых платежей.

Дебет 68, 69 Кредит 51 — отражены перечисления в бюджет в счет погашения выставленных Н/П.

Дебет 91 Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», сумму отразите на субсчете «Расчеты по претензиям».

Проводки по начислению и уплаты пени по налогам: на прибыль, НДС, НДФЛ

Как говорилось выше, пени не должны уменьшать налог на прибыль. Поэтому лучше использовать проводку Д99 «Налоговые санкции» К 68.4 «Налог на прибыль». Если же организацией принято решение учитывать их на 91 счете, проводка будет выглядеть: Д91 «Прочие расходы» К 68.4.

«Альфа» не перечислила вовремя налог на прибыль в размере 78540 руб.. Срок уплаты был 28 апреля. Фирма погасила свою задолженность 20 мая. Вместе с налогом были перечислены штрафа. Ставка рефинансирования 8,25%.

78540 х (1/300 х 8,25%) х 22 = 475,17 руб.

Проводки по штрафам:

Счет ДтСчет КтОписание проводкиСумма проводкиДокумент-основание
99.0668.04.1Начислены пени по налогу на прибыль475,17Бухгалтерская справка
68.04.151Штраф перечислен в бюджет475,17Платежное поручение

Если учитывать пени на 91 счете нужно будет отразить ПНО в размере 95,03 руб. (475,17 х 20%), проводки по начислению и выплате налоговых штрафов будут выглядеть так:

ДтКтОписание проводкиСумма проводкиДокумент-основание
91.0268.04.1Начислены пени по налогу на прибыль475,17Бухгалтерская справка
9968.04.1Отражено ПНО95,03Бухгалтерская справка
68.04.151Уплачено в бюджет475,17Платежное поручение

Для НДС, НДФЛ и прочих налогов проводки будут идентичны. Меняться будет только субсчет по 68 счету. Для НДС – это 68.2, для НДФЛ – 68.1. Способ расчета пени для всех налогов идентичен.

Для НДС, НДФЛ и прочих налогов проводки будут идентичны. Меняться будет только субсчет по 68 счету. Для НДС – это 68.2, для НДФЛ – 68.1. Способ расчета пени для всех налогов идентичен.

Отображение налоговых штрафных санкций в бух.учете

Для отображения понесенных затрат, которые возникают при начислении штрафов и пени, используется счет 99 Прибыль и убытки. Для удобства он разбивается на два субконто – пеня и штраф. Дебет этого счета корреспондирует с соответствующим налоговым платежом, который отображается по кредиту счета 68 и 69.

Бытуют мнения в бухгалтерских кругах, что для отображения начисленных пеней и штрафов можно также использовать счет 91 Прочие расходы. Однако в таком случае возникает постоянное налоговое обязательство, что несколько усложняет сам процесс их учета.

Кроме того, если начисленные пени и штрафы будут отображаться на 91 счете, то это приведет к снижению налогооблагаемой базы и нарушит подлинность предоставления информации, отображенной в финансовых показателях организации.

Важно! Признанные в бухгалтерском учете пеня и штрафы не имеют своего отображения в налоговом учете, поэтому никак не уменьшат ваше налоговое обязательство.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Важно! Признанные в бухгалтерском учете пеня и штрафы не имеют своего отображения в налоговом учете, поэтому никак не уменьшат ваше налоговое обязательство.

Содержание статьи:

1. Неустойка в ГК РФ

2. Штрафы и пени в НК РФ

3. Проводки по начислению и оплате штрафа в бухучете

4. Налоговый учет неустойки по договору

5. Надо ли платить НДС с полученного штрафа?

6. Отражение штрафов и пени по налогам в бухгалтерском учете

7. Отражение пени по налогам в бухгалтерском учете

8. Налоговые санкции — пени и штрафы в налоговом учете

9. Проводки по начислению штрафов и пени в 1С 8.3

Теперь подробно раскроем каждый из этих пунктов.


9. Проводки по начислению штрафов и пени в 1С 8.3

Неустойка по договору поставки

Штраф можно предъявить как покупателю, так и поставщику товара в таких ситуациях:

1. Поставщик нарушил сроки поставки товара, указанные в договоре.

2. Покупатель не оплатил товар в сроки, прописанные в договоре поставки.

Чаще всего нарушитель платит пени, рассчитанные за каждый день просрочки платежа. При нарушении условий договора виновная сторона должна заплатить неустойку согласно договору. Компания, права которой нарушены, выставляет в адрес виновной организации письменное требование (претензию) об уплате неустойки (ст. 331 ГК РФ). Стороны могут договориться о переносе сроков выплаты штрафа, подписав дополнительное соглашение.

Нередко нарушитель договора отказывается платить штраф. В таком случае можно подать иск в суд. Если суд вынесет положительное решение, контрагент будет обязан выплатить штраф. Скорее всего, нарушителя обяжут возместить судебные издержки и государственную пошлину, уплаченную истцом за рассмотрение дела в суде.

Учет у пострадавшей стороны

В налоговом учете полученная пострадавшей стороной неустойка отражается в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). В бухгалтерском учете сумма неустойки признается прочими доходами (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Проводки будут такими:

Дебет 76 Кредит 91.01 — отражена сумма неустойки в учете

Дебет 91.02 Кредит 68 — отражена госпошлина за рассмотрение иска в суде

Дебет 76 Кредит 91.01 — сумма госпошлины по решению суда предъявлена к возмещению нарушителем

Дебет 51 Кредит 76 — сумма неустойки поступила на расчетный счет

Учет у нарушителя

В налоговом учете сторона договора, допустившая нарушение, включает неустойку в состав внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В бухгалтерском учете сумма неустойки признается прочими расходами (п. 12 ПБУ 10/99).

Проводки будут такими:

Дебет 91.02 Кредит 76 — начислена неустойка

Дебет 76 Кредит 51 — сумма неустойки перечислена пострадавшей стороне.

ООО «Глобус» отгрузило ООО «Меч» электростанцию на сумму 826 000 рублей, в том числе НДС — 126 000 рублей. ООО «Меч» по условиям договора должно заплатить за товар до 15.05.2017 включительно. Деньги на счет ООО «Глобус» поступили 25.05.2017. Размер неустойки составляет 0,3 % от суммы договора за каждый день просрочки. Начисление неустойки начнется с 16.05.2017. Неустойка = 826 000 х 0,3 % х 10 дней = 24 780 рублей. ООО «Глобус» отразит неустойку в составе внереализационных доходов: Дебет 76 Кредит 91.01 – 24 780 ООО «Меч» отразит неустойку в составе внереализационных расходов: Дебет 91.02 Кредит 76 – 24 780

Организации предстоит самостоятельно выбрать вариант учета и закрепить соответствующие правила в учетной политике. Обратите внимание, что пени по своей экономической сути схожи со штрафами. А для учета штрафов предназначен счет 99. Но если компания учитывает пени на счете 91, то нужно отражать постоянное налоговое обязательство (по требованиям ПБУ 18/02).

Как отразить в учете пени и штрафы за несвоевременную уплату страховых взносов?

Как учитывать пени и штрафы, начисленные за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, как в течение отчетного года, так и после утверждения годового отчета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Пени и штрафы, начисленные за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, учитываются в бухгалтерском учете в порядке, определенном учетной политикой организации.

Варианты учета приведены ниже.

Обоснование вывода:

Страховые взносы и штрафные санкции, связанные с исчислением страховых взносов, подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (ст. 146 БК РФ).

Отметим, что порядок учета расходов по оплате пеней и штрафных санкций как в бюджет, так и внебюджетные фонды в ПБУ 10/99 “Расходы организации” (далее – ПБУ 10/99) прямо не урегулирован.

В соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 к прочим расходам относятся в том числе штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; прочие расходы.

То есть п. 12 ПБУ 10/99 есть лишь указание на штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров.

При этом если суммы доначисленных налогов (взносов) могут относиться к прошлым периодам, то суммы штрафов и пеней к ним не относятся.

Начисление штрафов и пеней отражается в том периоде, в котором было вынесено решение по акту проверки (или судебное решение). Соответственно, пени и санкции также не могут быть учтены в качестве убытков прошлых лет.

При этом перечень расходов, относимых к прочим расходам организации, является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).

То есть теоретически организация может использовать для учета штрафных санкций, связанных с исчислением страховых взносов, счет 91 “Прочие доходы и расходы”.

Причем согласно п. 15 ПБУ 10/99 прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

Согласно п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее – Положение N 34н), в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), то есть конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее – Инструкция), на счете 99 “Прибыли и убытки” в течение отчетного года отражаются наряду с прибылью и убытками от обычных видов деятельности в том числе суммы причитающихся налоговых санкций.

Кроме того в Инструкции также указано, что по кредиту счета 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” в корреспонденции со счетом прибылей или убытков отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей.

Читайте также:  Соглашение о разделе наследства у нотариуса

Следовательно, исходя из положений Инструкции в совокупности с нормами Положения N 34н, полагаем, что пени и штрафы, начисленные (признанные) за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, как в течение отчетного года, так и после утверждения годового отчета отражаются на счете 99 “Прибыли и убытки” в корреспонденции со счетом 69.

При этом согласно п. 7 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации” (в редакции, действующей с 6 августа 2017 года) (далее – ПБУ 1/2008) учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета.

Согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

Отметим, что ПБУ 10/99 с 19.07.2017 признано федеральным стандартом (часть 1.1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”).

Однако, как было указано выше, в ПБУ 10/99 конкретный порядок учета штрафных санкций, связанных с исчислением налогов (сборов), взносов, не установлен.

Следовательно, в этом случае организация разрабатывает соответствующий способ учета, исходя в первую очередь из МСФО. Перечень МСФО и разъяснений, признанных на территории РФ, приведен в приказе Минфина России от 28.12.2015 N 217н.

Заметим, что МСФО, регулирующий учет налоговых и внебюджетных санкций, признанный на территории РФ, обнаружить не удалось.

Следовательно, при разработке учета налоговых и внебюджетных санкций организация последовательно может использовать Положение N 34н и Инструкцию, то есть выбрать способ учета, рекомендованный выше.

Помимо этого Фонд “НРБУ “БМЦ” представил на своем сайте, в том числе Рекомендацию Р-64/2015-КпР “Фискальные санкции” (далее – Рекомендация).

В целях применения Рекомендации под фискальными санкциями понимаются штрафы, пени и другие аналогичные обременения, налагаемые государством на организацию в связи с несвоевременной или неполной уплатой ею налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также другими нарушениями законодательства, регулирующего уплату таких платежей (п. 1 Рекомендации).

Согласно Рекомендации фискальные санкции, признанные до окончания отчетного года или после окончания этого года, но до истечения периода событий после отчётной даты, относятся на ту же статью отчёта о финансовых результатах за отчётный период, на которую относится соответствующий налог, сбор или иной аналогичный платёж в бюджет (п. 3 Рекомендации).

В случае если фискальная санкция признана после указанного времени, она признаётся в составе прочих расходов (п. 4 Рекомендации).

Иными словами, применительно к рассматриваемой ситуации из Рекомендации следует, что санкции по страховым взносам, признанные в отчетном периоде, относятся к расходам по обычным видам деятельности (то есть учитываются на счетах затрат), а признанные после утверждения годового отчета – в составе прочих расходов (то есть учитываются на счете 91).

При этом напомним, что в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 Положение N 34н является приоритетным по сравнению с Рекомендацией. А как было уже отмечено, согласно п. 83 Положения N 34н конечный финансовый результат отражается за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

На наш взгляд, штрафные санкции, связанные с несвоевременной уплатой, либо неверным исчислением налогов, взносов, учитываемых в составе расходов по обычным видам деятельности, не отвечают понятию расходов от обычных видов деятельности, приведенному в ПБУ 10/99. Учет штрафных санкций в составе расходов по обычным видам деятельности, по нашему мнению, может привести к необоснованному завышению себестоимости продукции (работ, услуг). Особенно это актуально в отношении товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются государством.

Также необходимо отметить, что согласно п. 7.3 ПБУ 1/2008 в исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с п.п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех условий, указанных в п. 7.3 ПБУ 1/2008.

Таким образом, в данном случае возможны несколько вариантов учета указанных в вопросе санкций.

Либо в соответствии с Положением N 34н и Инструкцией – на счете 99 “Прибыли и убытки”, либо в соответствии с Рекомендацией, либо на счете 91, как прочие расходы (учитывая, что перечень прочих расходов, приведенный в п. 12 ПБУ 10/99, не является закрытым).

Соответственно, организация должна самостоятельно определить порядок учета таких санкций с учетом предоставленных разъяснений и закрепить порядок в учетной политике в целях бухгалтерского учета.

На наш взгляд, в случае, если организация будет учитывать рассматриваемые санкции в соответствии с Рекомендацией, то в этом случае в бухгалтерском учете возникнет постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02), так как в налоговом учете такие расходы не признаются (п. 2 ст. 250 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

– Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;

– Энциклопедия решений. Пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет и т.п. (в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

24 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Кроме того в Инструкции также указано, что по кредиту счета 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” в корреспонденции со счетом прибылей или убытков отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей.

Учет санкций в целях налогообложения прибыли

Для целей исчисления налога на прибыль санкции за нарушение договорных обязательств, признанные должником добровольно или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, учитываются в составе внереализационных доходов организации (п. 3 ст. 250 НК РФ).

На основании ст. 317 НК РФ, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, при методе начисления дата получения дохода в виде санкций за нарушение договорных обязательств является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина РФ от 25.08.2017 N 03-03-07/54554. Другими словами, если судом принято решение о выплате организации неустойки, то у налогоплательщика обязанность по начислению внереализационного дохода в части установленной судом суммы неустойки возникает на дату вступления в силу решения суда.

По присужденным судом пеням, точная сумма которых еще не понятна (т.е. пени, которые ответчику исчисляются со дня принятия решения судом до момента исполнения решения) правила признания в пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ не установлены.

Для этой ситуации Минфин РФ разъяснил, что такие доходы признаются по общим принципам признания доходов при методе начисления. То есть, доходы в виде суммы пеней со дня принятия судом решения до момента фактического погашения долга, подлежащие уплате на основании данного решения суда, учитываются для целей налогообложения прибыли на конец соответствующего отчетного периода (налогового периода) или на дату фактического погашения долга — в зависимости от того, какое событие произошло ранее (смотрите письмо Минфина РФ от 15.01.2018 N 03-03-06/1/1026).

Если же должник готов признать санкции по хоздоговору без обращения в суд, то дата признания внереализационного дохода у получающей стороны определяется по дате документа, свидетельствующего о согласии уплатить сумму санкций. Форма такого документа произвольна.

К ним можно отнести, например, двусторонний акт, подписанный сторонами, соглашение о расторжении договора, акт сверки, письмо должника, подтверждающее факт признания должником нарушения обязательства и позволяющий определить размер признанной суммы (смотрите, например, пункт 3 письма Минфина РФ от 10.11.2017 г. N 03-03-06/2/74188).

Кроме того, обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить пени, является также фактическая уплата их кредитору (письмо Минфина РФ от 19.02.2016 N 03-03-06/1/9336).

Если при невыполнении контрагентом договорных обязательств организация не предпринимала мер по истребованию предусмотренной договором неустойки, а контрагент не совершает никаких действий по ее признанию, то внереализационный доход не возникает.

Наступление определенных договором обязательств, являющихся основанием для предъявления должнику претензии или подачи иска в суд, само по себе не приводит к образованию дохода, учитываемого на основании пункта 3 ст. 250 НК РФ (письмо Минфина РФ от 16.08.2010 N 03-07-11/356).

  • санкции, уплаченные покупателю продавцом за нарушение условий договора.
  • санкции, уплаченные продавцу покупателем за нарушение условий договора

Начисление пеней в бухгалтерском учете

Итак, уплата налога или сбора просрочена и выполнена спустя некоторое время. Начисление пеней неизбежно, и надо обязательно создать в бухучете организации или ИП проводки по начислению пеней.

Какие счета бухучета использовать при составлении проводок для пеней по налогам? Единого методологически верного ответа на этот вопрос нет. Существует два равноценных варианта составления бухгалтерских проводок для пеней по налогам:

  • с применением счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • применением счета 99 «Прибыли и убытки».

В плане счетов в пояснениях к счету 91 сказано о пенях, но только при нарушении условий договоров, а не нарушении исполнения налоговых обязательств. Но также там есть понятие «прочие расходы», куда пени вполне можно включить.

В пояснениях к счету 99 говорится об отражении на нем налоговых санкций, но пени к таковым не относятся, хотя по своему содержанию очень близки именно к санкциям.

Согласно п. 2 ст. 270 НК РФ пени нельзя включить в расходы по налогу на прибыль. Поэтому при выборе первого варианта — составление проводок для пеней по налогам с использованием счета 91 — возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом. Следовательно, организации, применяющие ПБУ 18/02, должны отражать постоянное налоговое обязательство, что усложняет ведение учета.

Можно сделать вывод, что выбор варианта проводок для пеней по налогам остается на усмотрение бухгалтера. Свое решение необходимо закрепить в учетной политике.

После расчета суммы пеней бухгалтер делает следующие проводки:

Пример расчёта и учёта пеней по налогу на прибыль с использованием первого и второго способов

Компания ООО «Альтаир» не смогла вовремя уплатить налог на прибыль в размере 124 тыс. руб. Срок уплаты был 30 октября 2017 года (так как 28 октября – суббота). Фирма погасила задолженность 24 ноября 2017 года. Помимо суммы налога бухгалтер ООО «Альтаир» начислил сумму пеней. Ставка рефинансирования на момент расчёта равна 9,75%.

Рассчитаем размер пени, начисленных с 30 октября по 24 ноября:

  • 124 000 руб. * 1/300 * 0,0975 * 26 дней = 1 047,8 руб.

Далее в таблице сделаем проводки по двум способам учёта пеней.

СпособХозяйственная операцияСумма, тыс. руб.Корреспонденция счетов
ДебетКредит
ПервыйНачислены пени по налогу на прибыль (бухгалтерская справка)1,04899.0668.04.1
С расчётного счёта бухгалтер ООО «Альтаир» перечислил сумму пеней (платёжное поручение)1,04868.04.151
ВторойНачислены пени по налогу на прибыль (бухгалтерская справка)1,04891.0268.04.1
В учёте отражено постоянное налоговое обязательство (ПНО): 1 047,8 руб. * 0,2 =209,56 (бухгалтерская справка)0,2109968.04.01
С расчётного счёта бухгалтер ООО «Альтаир» перечислил сумму пеней (платёжное поручение)1,04868.04.151

Важный момент: НДС, НДВЛ и другие налоговые проводки будут имет аналогичный вид, изменяться будет только субсчёт по 68 счёту: НДС – субсчёт 2, НДФЛ – субсчёт 1. Читайте также статью: → «Учет расчетов по налогам и сборам (счет 68) в 2020 году. Проводки».

Читайте также:  Как зарегистрировать товарный знак/торговую марку

Пример. Компания ООО «Альтаир» не смогла вовремя уплатить взносы в пенсионный фонд в размере 80 тыс. руб. Срок уплаты был 15 августа 2017 года. Фирма погасила задолженность 5 сентября 2017 года. Помимо суммы взносов бухгалтер ООО «Альтаир» начислил сумму пеней. Ставка рефинансирования на момент расчёта равна 9,75%.

Отражаем в учёте и отчётности пени и штрафы по налогам

Пеня и штраф – не одно и то же

Одним из оснований для начисления пеней и штрафов является неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или исполнение её в более поздний срок. Причины плохого исполнения данных обязанностей могут быть разными. Это ошибки в бухгалтерских проводках, неправильное определение налоговой базы, использование не той ставки налога, неправильное применение льготы по налогу, неверное применение налоговых вычетов и даже просто технические ошибки при заполнении декларации.

Ошибка в исчислении налога может быть обнаружена самим налогоплательщиком. В этом случае при выявлении заниженной суммы налога он самостоятельно платит недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, а затем представляет в налоговую инспекцию уточнённую декларацию.

Но может быть и другой вариант. Факт искажения сведений, приведший к неисполнению обязанности по уплате налога полностью или частично, выявляет налоговый орган. В результате налогоплательщик получает решение налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (решение о привлечении к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности) и требование об уплате недоимки по налогу, пени и штрафа.

Независимо от варианта обнаружения ошибок механизм начисления пеней един. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования Банка России. Расчёт пеней производится отдельно за каждый период действия конкретного значения ставки в период задолженности, а полученные результаты затем складываются.

И если пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 1 , то штраф – это уже налоговая санкция в виде денежного взыскания, которая является мерой ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения 2 . Штраф за неуплату или неполную уплату налога может составить 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора), а при наличии умысла – 40 % 3 .

И штрафы, и пени, подлежащие перечислению в бюджет, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций 4 .

Способы отражения в учёте пени и штрафов

Так как законодательство о налогах и сборах разграничивает понятия «пени» и «штраф», то и способы их отражения в бухгалтерском учёте могут быть разными.

Штрафы за нарушение налогового законодательства в бухгалтерском учёте отражаются по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам». Это прямо предусмотрено п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности 5 и Инструкцией по применению Плана счетов, в которой чётко прописано, что на счёте 99 «Прибыли и убытки» в течение отчётного года отражаются «также суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счётом 68 “Расчёты по налогам и сборам”». Аналогичные разъяснения дает и Минфин России 6 .

По отражению в бухгалтерском учёте пеней, подлежащих перечислению в бюджет, существует две позиции.

В первом случае эксперты идут по пути упрощения учёта. Объединяют пени и штрафы термином «санкции за несоблюдение правил налогообложения» и предлагают их учитывать так же, как и штрафы, т. е. по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам». При данном способе учёта аналитику предлагается вести по субсчетам счёта 68 в разрезе налогов, по которым начислены пени и штрафы.

Другая позиция экспертов заключается в том, что суммы пени на недоимку по налогам удовлетворяют определению расхода. Ведь начисление пеней приводит к возникновению у организации обязательства и уменьшению её капитала 7 . Данный расход не является расходом по обычным видам деятельности, поэтому его квалифицируют как «прочий» 8 . И предлагают отражать суммы начисленных пеней по дебету счёта 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам».

В связи с наличием нескольких допустимых способов отражения пеней в бухгалтерском учёте один из них необходимо закрепить в учётной политике организации 9 .

Пени – прочий расход

Рассмотрим алгоритмы действий налогоплательщика при отражении пени и штрафов, когда ошибка, приведшая к неуплате налога, обнаружена им самостоятельно или она выявлена в результате налоговой проверки. В примерах мы исходим из того, что организация отражает пени в составе прочих расходов.

Вариант 1. Налогоплательщик сам обнаружил ошибку, приведшую к неуплате налога.

Выявляем ошибку в уплате налога. Определяем недостающую сумму налога. Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учёте регламентируется Положением по бухгалтерскому учёту «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчетности» 10 , утверждённым Приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н 11 .

Рассчитываем пени за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога.

#ATTENTION#
Оформляем расчёт бухгалтерской справкой. Унифицированной формы данного документа нет. Поэтому компании необходимо самой разработать такой бланк и указать его в учётной политике по бухгалтерскому учёту.

Отражаем операции по доначислению налога и сумму пени за несвоевременную его уплату в бухгалтерском учёте (проводки по доначислению налогов и исправлению ошибок в бухгалтерском учёте в статье не приводятся). Пени в бухгалтерском учёте признаём прочим расходом.

Поскольку они не учитываются в расходах в целях налогообложения прибыли, то организации, применяющей ПБУ 18/02, необходимо признать постоянную разницу в размере суммы пени и одновременно отразить постоянное налоговое обязательство как произведение данной постоянной разницы на установленную ставку налога на прибыль 12 .

Шаг 2.

Уплачиваем недоимку по налогу и сумму пени.

Подаём уточненную декларацию по налогу в налоговую инспекцию. К «уточнёнке» следует приложить пояснительное письмо и копии платёжных поручений об уплате налога и пеней.

Организация освобождается от ответственности в случае подачи уточнённой декларации после истечения срока для её подачи и уплаты налога, если до предоставления уточнённой налоговой декларации были уплачены недостающая сумма налога и соответствующие ей пени 13 .

Шаг 2.

Бухгалтерские проводки

Рассмотрим оба варианта проводок по начислению пени по налогам. Пени начисляются датой получения требования от налоговой или датой, когда налогоплательщик самостоятельно произвел их расчет.

Применяем счет 99

Начисляем пени: Дт 99 Кт 68 — сумма рассчитанных пеней.

Применяем счет 91

Начисляем пени: Дт 91.2 Кт 68 — сумма рассчитанных пеней.

Отражаем постоянное налоговое обязательство: Дт 99 Кт 68 — сумма ПНО

Отметим, что используется тот субсчет счета 68, на котором отражается не вовремя уплаченный налог. В случае со взносами используем счет 69 по соответствующим субсчетам.

Уплата пеней отражается одной и той же проводкой независимо от того, на какой счет мы повесили пени: Дт 68 Кт 51 — уплаченная сумма пеней.

Уплатить пени логично одновременно с уплатой недоимки. В противном случае рассчитанный размер пеней продолжит изменяться до даты полного погашения недоимки. Не забывайте также, что оформлять уплату недоимки и пеней нужно разными платежками, так как для разных видов платежей существуют разные КБК.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пени на недоимку по пеням не начисляются. Только на недоимку по самому налогу (сбору).

Дт 99 Кт 68.04.1 – 4.20 руб.

На каком счете отражаются пени по налогам

Какой проводкой начислить пени по налогу на прибыль (с указанием КРБ, КОСГУ) в учете бюджетного учреждения?

Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в порядке, определенном положениями инструкций:

    • инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н);
    • инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н);

В соответствии с п. 259 Инструкции № 157н для расчетов с бюджетом по налогу на прибыль предназначен счет 303 03. Однако положения инструкций № 157н, № 174н не предусматривают специального счета для учета пеней по налогу на прибыль. Для учета расчетов по пеням (штрафам) может использоваться счет расчетов по прочим платежам в бюджет (303 05) либо счет, на котором учитывается соответствующий налог (в данном случае – 303 03). Наилучший вариант – воспользоваться правом, предусмотренным п. 4 Инструкции № 174н, и согласовать с учредителем корреспонденции, с помощью которых будут отражаться расчеты по уплате пеней (штрафов).

Поскольку на счете 303 05 учитывается множество различных платежей в бюджеты, по нашему мнению, учет расчетов по пеням и штрафам по налогу на прибыль целесообразно организовать на счете 303 03. В этом случае на счете 303 03 будет сформирована полная информация о расчетах по налогу.

Применение того или иного счета в отношении рассматриваемой ситуации следует закрепить в учетной политике в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н.

Исходя из экономического смысла, пени по налогу на прибыль являются расходом учреждения, в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются, следовательно, должны учитываться на счете 401 20.

Согласно п. 2.1 Инструкции № 174н номера счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений имеют следующую структуру:

    • разряды 1 – 4 – код раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;
    • разряды 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;
    • разряды 15 – 17 – код аналитической группы подвида доходов бюджетов, код вида расходов, код аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов);
    • разряды 24 – 26 – код КОСГУ.

Исключений в порядке формирования разрядов 1 – 17 номеров счетов 401 20, 303 00 не предусмотрено. Следовательно, в разрядах 15 – 17 номеров счетов 401 20 и 303 00 указывается код вида расходов бюджета.

Коды видов расходов (далее – КВР) в 2020 г. определяются согласно порядку, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н). Расходы по уплате пеней, в т.ч. за несвоевременную уплату налогов и сборов, отражаются по элементу вида расходов 853 “Уплата иных платежей” (п. 48.8.5.3 Порядка № 85н).

При определении кодов КОСГУ бюджетные учреждения руководствуются порядком, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). На основании п. 10.9.2 Порядка № 209н расходы на уплату штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов относятся на подстатью 292 “Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах” КОСГУ.

В таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, применяемой с 1 января 2020 г. (информация Минфина России от 01.01.2020) предусмотрена увязка элемента вида расходов 853 с подстатьей 292 КОСГУ.

Таким образом, пени по налогу на прибыль в учете бюджетного учреждения начисляются записью:

Дебет КРБ ХХХХ0000000000853 Х 401 20 292 Кредит КРБ ХХХХ0000000000853 Х 303 03 731 (КРБ ХХХХ0000000000853 Х 303 05 731) – начислены пени по налогу на прибыль (п. 131 Инструкции № 174н).

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

В соответствии с п. 259 Инструкции № 157н для расчетов с бюджетом по налогу на прибыль предназначен счет 303 03. Однако положения инструкций № 157н, № 174н не предусматривают специального счета для учета пеней по налогу на прибыль. Для учета расчетов по пеням (штрафам) может использоваться счет расчетов по прочим платежам в бюджет (303 05) либо счет, на котором учитывается соответствующий налог (в данном случае – 303 03). Наилучший вариант – воспользоваться правом, предусмотренным п. 4 Инструкции № 174н, и согласовать с учредителем корреспонденции, с помощью которых будут отражаться расчеты по уплате пеней (штрафов).

Читайте также:  Росгосстрах осаго какие документы надо для оформления

На каком счете отражаются пени по налогам

Проводя аудиторские проверки у наших клиентов, мы часто прибегаем к выражению «не ошибается тот, кто ничего не делает». Ведь, действительно, человеческий фактор никто не отменял, учитывая и бесконечное изменение нашего законодательства, которое стремится усложнить работу бухгалтерии. Учесть все нюансы и новшества практически невозможно, в особенности это касается налогового учета. Думаю, что все эти изменения направлены как раз на то, чтобы совсем запутать наших бухгалтеров, найти основания для начисления налоговых пеней и штрафов, тем самым пополнить бюджет государства.

Если начисление налоговых санкций в результате выездных, камеральных проверок налоговых органов и внебюджетных фондов коснулось вашей организации, либо вы самостоятельно обнаружили ошибку, то встает вопрос не только в отношении правильности расчета налоговых санкций, но и порядок их отражения в бухгалтерском и налоговом учете. Об этом и поговорим в данной статье.

Прежде всего, определимся с понятием «налоговые санкции», поскольку Инструкцией по применению плана счетов № 94н на сегодняшний день предусмотрен только порядок отражения налоговых санкций, про пени ничего не сказано.

В правовом смысле налоговыми санкциями являются только штрафы за налоговые правонарушения. Пеней же карается несвоевременность в уплате налогов, то есть пополнение бюджета в более поздние сроки по сравнению с законодательно установленными (п. 1 ст. 72 НК РФ). Они могут взиматься по налогам и страховым взносам, начисляются за каждый день, прошедший с даты, когда нужно было перечислить платеж, до дня погашения задолженности. Рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (напоминаем, что с 19 сентября 2016 г. она равна 10 %), хотя есть и увеличенные пени, о чем мы писали в предыдущем номере журнала.

То есть, пени и штрафы – понятия разные, следовательно, и отражать их в учете необходимо по-разному. На сегодняшний день вопрос отражения пеней четко не урегулирован. Одни специалисты считают, что пени нужно отражать на счете 99 «Прибыли и убытки», ведь они по своей сути близки к налоговым санкциям, которые учитываются на этом счете (Инструкция по применению Плана счетов № 94н).

Другие убеждены, что пени нельзя считать налоговой санкцией (п. 5 мотивировочной части Постановления КС РФ от 17.12.96 № 20-П), и предлагают учитывать их, как и пени за нарушение условий обычных договоров, на счете 91-2 «Прочие расходы». Тем более что перечень прочих расходов открыт (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом МФ РФ от 06.05.1999 № 33н).

Существует также мнение, что пени по налогу на прибыль и пени по иным налогам должны отражаться в бухгалтерском учете по-разному: «прибыльные» — на счете 99 «Прибыли и убытки», а все остальные — на счете 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы».

В отношении пеней и штрафных санкций по НДС обозначен другой подход (Рекомендации Р-64/2015 «Фискальные санкции», принятой 11.09.2015 Фондом «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр»). Суть его заключается в следующем. Такие фискальные платежи, как НДС, в общем случае вообще не являются уменьшением экономических выгод организации, поскольку компенсируются другой стороной. Но штрафы и пени компенсации не подлежат и поэтому должны признаваться в качестве прочего расхода (причем независимо от того, за какой период они начислены). Исходя из этого, пени и штрафы по НДС подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы».

Накануне нового года МФ РФ в своих Рекомендациях решило поставить точку в вопросе отражения налоговых санкций и пеней (приложение к Письму от 28 декабря 2016 г. № 07-04-09 /78875). По мнению специалистов МФ РФ, пени и штрафы по налогу на прибыль и иным «прибыльным» налогам следует отражать на счете 99. По остальным налогам — на счете расходов, формирующих прибыль до налогообложения: на тех же счетах, что и сам налог, к которому эти пени и штрафы относятся (20,26,44,91). Сюда же рекомендуется включать и пени по страховым взносам.

В более ранних своих разъяснениях (Письмо № 16-00-14/354 от 24.11.2003 «О начислении и погашении задолженности по уплате налогов (а также штрафов и пени)»), чиновники указывали: «Если же по условиям договора о реструктуризации в каком-то отчетном периоде организация стала иметь льготу в виде прощенной задолженности по пеням, то данная прощенная задолженность отражается по факту временной определенности по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки». Откуда можно предположить, что раз прощение задолженности по пеням отражается в корреспонденции со счетом 99, то и начисление пеней также должно отражаться в корреспонденции со счетом 99.

Давайте посмотрим, что говорит нам обо все этом ПБУ 10/99 «Расходы организации». Так вот, в п. 11 данного ПБУ в составе прочих расходов поименованы «штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров», т.е. в отношении пеней уточнено, что это пени, начисленные за нарушение условий договоров. А это косвенно (доказательство от обратного) свидетельствует о том, что иные пени (в частности пени, начисляемые в соответствии с налоговым законодательством) к прочим расходам не относятся. В противном случае не было бы смысла уточнять «за нарушение условий договоров».

С другой стороны, перечень прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99) является открытым, и никто нам не запрещает включить туда пени по налогам и сборам. Поэтому мы, пожалуй, согласимся с предновогодними разъяснениями МФ РФ о порядке отражения пеней на счетах бухгалтерского учета.

Если вы примете решение отражать все пени по налогам и сборам в составе прочих расходов (данный вариант на сегодняшний день является самым распространенным среди бухгалтеров), то вам придется дополнительно начислять постоянное налоговое обязательство по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. Приказом МФ РФ от 19.11.2002 № 114н, конечно, при условии, что вы являетесь плательщиком налога на прибыль. Поскольку пени по прибыльным налогам, а также за несвоевременную уплату страховых взносов в расходы в налоговом учете не принимаются.

Организациям – спецрежимникам это не грозит, они не применяют ПБУ 18/02, поэтому вариант начисления пеней по ЕСХН, УСН, ЕНВД вы можете использовать по-старинке, применяя счет 91-2, закрепив его в учетной политике.

Итак, четких указаний по вопросу отражения в бухучете пеней по налогам и сборам на сегодняшний день нет, разъяснения МФ РФ – это не нормативный акт, а всего лишь рекомендации. Но так как ни один из вариантов не снижает достоверность отчетности, вы можете выбрать любой из предложенных, и закрепить его в учетной политике.

На самом деле гораздо важнее не то, на каком счете будут отражены пени, а в какую строку Отчета о финансовых результатах они попадут.

Если учитывать пени на счете 99 «Прибыли и убытки», то в Отчете о финансовых результатах они попадут в строку «Прочее», стоящую после строки «Прибыль (убыток) до налогообложения». То есть они вычитаются из показателя «Прибыль (убыток) до налогообложения» и формируют показатель «Чистая прибыль (убыток)».

Если учитывать пени на счете 91 «Прочие доходы и расходы» или в составе расходов по обычным видам деятельности, то их сумма уменьшит показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения». Но независимо от того, в какую строку отчетности попадут пени, величина показателя «Чистая прибыль» от этого не изменится.

В итоге от варианта отражения пеней в бухгалтерском учете зависит лишь показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения». А важен ли этот показатель прибыли для пользователей отчетности? Без сомнения, важен. Он используется для анализа отчетности и принятия экономических решений. Поэтому ваша задача такова: если суммы пеней существенные, раскрыть информацию о них в отдельных строках отчетности или в пояснительной записке, чтобы пользователи знали, с учетом пеней или без него сформирован показатель прибыли (убытка) до налогообложения (п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. Приказом МФ РФ от 06.07.99 № 43н).

Согласно Рекомендациям МФ РФ (приложение к Письму от 28 декабря 2016 г. № 07-04-09 /78875), пени и штрафы по налогу на прибыль, УСН, ЕСХН, ЕНВД следует отражать в строке 2460 «Прочее» Отчета о финансовых результатах. По другим налогам — в той же строке, что и сам налог. Например, в строке 2220 «Управленческие расходы» или 2350 «Прочие расходы». Ведь действительно, пени и штрафы по налогу на прибыль, УСН, ЕСХН, ЕНВД формируют в Отчете о финансовых результатах чистую прибыль. Значит, их нужно отражать на счете 99 «Прибыли и убытки». Пени и штрафы по другим налогам уменьшают прибыль до налогообложения.

Когда же отражать в учете начисление штрафных санкций и пеней по налогам и сборам? Все проводки, отражающие налоги, взносы, штрафы и пени, доначисленные по результатам проверки, делаются на дату вступления в силу решения по проверке. Если вы обнаружили недоплату налогов и сборов самостоятельно, прежде всего, необходимо представить налоговому органу уточненные документы до того, как узнает об обнаружении налоговым органом допущенных им нарушений, отразить начисление пеней и санкций в момент обнаружения ошибки.

При самостоятельном расчете пеней необходимо учитывать следующее: пени начисляются, начиная со следующего дня по окончании данного срока (п. 3 ст. 75 НК РФ). Период начисления пеней, в соответствии с подп. 57, 61 Постановления пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, заканчивается днем перечисления недоимки в бюджет. При этом день перечисления пеней в бюджет в расчет не принимается (Письмо МФ РФ от 05.07.2016 № 03-02-07/39318).

Рассмотрим порядок отражения начисления пеней на конкретных примерах:

Пример 1. АО «Ивановское» не перечислила вовремя налог на прибыль в размере 80000 руб. Срок уплаты был 28 апреля. Организация погасила свою задолженность 20 мая. Вместе с налогом был перечислен штраф. Ставка рефинансирования 10 %. В учетной политике Общества установлен порядок отражения пеней по налогу на прибыль и прочим налогам:

1-й вариант: на субсчете 99-5 «Пени по налогам и сборам»;

2-й вариант: на субсчете 91-2 «Прочие расходы».

Расчет: 80000 * (1/300 * 10 %) * 22 = 586,52 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи при использовании 1-го варианта:

Существует также мнение, что пени по налогу на прибыль и пени по иным налогам должны отражаться в бухгалтерском учете по-разному: «прибыльные» — на счете 99 «Прибыли и убытки», а все остальные — на счете 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы».

Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами

Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.

То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:

  • Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
  • Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.

Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.

Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).

  • Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
  • Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.
Добавить комментарий