Предоставление другого жилья при сносе дома

Предоставления жилья нанимателю

Лицам, проживающим в аварийном доме в муниципальном жилье, или собственнику квартиры, который не смог доплатить разницу в цене квартир, должны предоставить взамен право на вселение в новое жилье по договору соцнайма.

№ п/пОсновные условия
1Квартира должна располагаться в том же районе, что и дом в аварийном состоянии
2При выделении квартиры в другом районе, необходимо получить согласие гражданина
3Помещение должно быть полностью благоустроено
4Площадь нового жилья должна соответствовать помещению в аварийном или превышать его
5Если гражданин состоял на учете в качестве нуждающегося в большем жилье, то квартира может быть выдана с учетом потребности
6Наниматель обязан оплачивать коммунальные услуги
7Наниматель обязан ежемесячно вносить оплату за пользование жильем в размере 70% от средней арендной платы по району
8Не может быть предоставлена комната в коммунальной квартире

Инвалиды, пенсионеры и многодетные семьи оплачивают только коммунальные услуги. Оплата за наем жилого помещения с них не взимается.

Договор социального найма заключается с согласия нанимателя. В случае отказа лица от переезда или от заключения контракта, муниципалитет вправе получить от гражданина письменный отказ и не выделять жилье.

Договор социального найма заключается с согласия нанимателя. В случае отказа лица от переезда или от заключения контракта, муниципалитет вправе получить от гражданина письменный отказ и не выделять жилье.

Район расселения

Большинство владельцев интересуется, куда расселяют собственников квартир в аварийных домах? По правилам государственной программы, приоритет отдается тем лицам, которые готовы переселиться в квартиру, расположенную в том же районе, где находится и аварийный дом. Однако не всех это устраивает.

Правительство идет навстречу желающим переселиться в другой район населенного пункта, однако подождать своей очереди придется дольше, да и выбор квартир будет похуже. Дело в том, что обычно, специально под жильцов, возводится отдельный дом, куда их и планируется переселять. Если же запросить переселение в другой район, администрации придется искать квартиру уже там, что неудобно, невыгодно и потому занимает значительно больше времени.

Если же это не так, то после признания дома аварийным, он становится в очередь, и жильцы будут ждать, пока будет готов жилье, в которое их согласятся расселить. И даже когда такая очередь доходит, сначала расселяют льготные категории населения и только потом – всех остальных. Вся процедура может затягиваться как на несколько недель, так и на несколько лет.

Когда снос жилых домов происходит из-за внешних факторов?

  1. Жилое здание может быть признано комиссией аварийным, если оно расположено на месте возможных оползней, грязевых (селевых) потоков, лавин снега и других природных катаклизм.
  2. Если после осмотра специалистами выявлены дефекты несущих конструкций или фундамента здания. Такие дефекты могут возникнуть не только из-за старости жилого строения, но и вследствие пожаров, взрывов, просадки грунтов, землетрясений и других аварий.

Снос жилых домов также предусмотрен в случае зарегистрированных факторов и жалоб жильцов, если рядом с домом находятся производственные или другие объекты, деятельность которых связана с постоянными шумами, мешающими нормальной жизни жильцов. Согласно нормам допустимого уровня шума в жилых районах, показатели не должны превышать 45 дБ (ночью) и 55 дБ (в дневное время). Но по этому пункту в мегаполисах добиться чего-то весьма сложно.

Корпоративный юрист Сети Агентств Недвижимости ЭКСПЕРТ. Работаю с юридическими и физическими лицами, предприятиями и частными клиентами.

Порядок предоставления нового жилья взамен снесенного

Граждан, чей дом планируется снести, в первую очередь интересует вопрос, какую квартиру дадут при сносе дома, если квартира приватизирована. Главное опасение – получить жилье, которое по площади, расположению и другим характеристикам не ответствует утраченному.

Расселение проживающих производится в:

  • Квартиры, соответствующие по метражу тем, что принадлежали гражданам ранее. Если жилье находится в собственности человека, ему дадут аналогичный по площади вариант, если квартира не приватизирована – помещение из расчета 18 м кв. на каждого прописанного.
  • Жилье, расположенное в том же муниципальном образовании. Установившиеся правила и законы не обязывают властей рассматривать просьбы квартировладельцев, желающих переехать в другую местность.
  • Жилая площадь, полностью пригодная для комфортной жизни. Если дом сносят, гражданам положено жилье со всеми коммуникациями (водопровод, подведенное электричество, газ и т.д.).
  • Квартира, на 100% отвечающая требованиям действующих СанПинов.

Граждане, которые лишаются жилья при сносе, вправе претендовать на квартиру аналогичной площади, но нигде в законе не говорится, что в ней должно быть столько же комнат, сколько и в ставшем непригодным для жизни помещении. Это правило не касается тех, кому принадлежали комнаты в коммуналке: им обязаны выделить ровно столько же, сколькими они располагали в ветхом доме.

В ЖК РСФСР, который действовал до 2005 года, указывалось, что в случае переезда из ветхого дома гражданам должны выделять квартиры с учетом состава семьи. Было недопустимо, чтобы в одной комнате проживали разнополые люди старше 9-ти лет, не состоящие в законном браке. Принимались в расчет дополнительные обстоятельства: состояние здоровья жильцов и иные, заслуживающие внимания моменты.

В современном ЖК РФ все перечисленные положения отсутствуют, но это не запрещает органам региональной власти издать собственные законы, содержащие положения, защищающие интересы жильцов и нанимателей.


Второй вариант кажется многим жильцам ветхих домов привлекательнее первого. Сумма денежного возмещения определяется добровольным соглашением сторон или в судебном порядке. В нее входит:

Как дают квартиры собственникам при сносе дома и что они получают

Старые, полуразрушенные «хрущевки» несут опасность для проживающих там собственников. Из года в год списки домов пополняются новыми объектами. Задача властей – признать такое жилье аварийным, включить его в список на снос и переселить жильцов в новые квартиры.

Для тех, чей дом признан аварийным, встает вопрос – что они получат взамен и можно ли рассчитывать на выгоду? Теоретически всё просто, но на деле возникают трудности. Зачастую власти нарушают свои обещания и предлагают собственникам непригодные для проживания квартиры. Можно ли повлиять на выбор, какую дадут квартиру, сколько по площади и куда жаловаться в случае нарушения условий? Все подробности в нашей статье.

Очевидная причина сноса дома – его аварийность. Речь идет о многоэтажках, которые представляют опасность для жителей. Степень износа может колебаться от 70 до 90%, а в ряде случаев и выше. Для сравнения – из ветхого жилья не переселяют. Если эксперты признают, что дом нужно сносить, администрация включает объект в список аварийных.

Как расселяют муниципальные квартиры при сносе дома

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста в следующем вопросе. В 3-х комнатной (неприватизированной) муниципальной квартире (хрущевская пятиэтажка) общей площадью 54 кв м прописаны мой отец (квартиросъемщик) я с дочкой 3-х лет и старшая сестра. Я замужем и у меня фамилия мужа. Старшая сестра не замужем но в марте собирается родить сына. В квартире 1 комната изолирована (самая маленькая) 1-проходная и 1-запроходная. Как расселяют муниципальные квартиры при сносе дома и могу ли я с дочкой при сносе дома расчитывать на отдельную квартиру?

Здравствуйте Мария Владимировна!
В соответствии с законодательством, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Например, в переселенческом фонде города Москвы предусмотрены следующие нормы жилых площадей при расселении:
– семье, состоящей только из супругов (т.е. 2 человек), предоставляется благоустроенная однокомнатная квартира площадью 36 – 44 кв. м;
– семье из двух человек, не состоящих в браке, предоставляется двухкомнатная квартира, площадь которой должна быть от 36 до 50 кв. м;
– семье, состоящей из двух супругов и еще одного жильца (третьего), предоставляется двухкомнатная квартира площадью 54 – 62 кв. м;
– семье из трех человек, среди которых нет супругов, предоставляется трехкомнатная квартира площадью 62 – 74 кв. м;
– семье из четырех и более человек обязаны предоставить удобное жилое помещение с учетом жилой площади в 18 кв. м на каждого проживающего.
Практика показывает, что программы реконструкции районов сейчас осуществляются таким образом, что жителей чаще всего переселяют в новостройки, однако такое решение не обязательно. Жители могут быть переселены по воле властей и в советскую панельную девятиэтажку, и в сталинку или даже в другую хрущевку, не вошедшую в программу сноса. Запрета в отношении такого переселения нет.
По действующему законодательству жильцам сносимых домов власти обязаны предоставить жилье в пределах того же района. Но в силу специфики района и отсутствия возможности возведения в нем новостроек жилье зачастую предоставляется в соседнем районе.
Таким образом, главное правило при переселении заключается в том, что новое жилье не может быть хуже старого по ключевым параметрам.
Зачастую граждане убеждены, что жилое помещение, предоставляемое им взамен сносимого, должно соответствовать нуждаемости граждан. Но стоит иметь в виду, что гражданам, переселяемым из аварийного жилья, гарантируется предоставление благоустроенных жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемым, с сохранением за ними права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нормам предоставления.
Пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации” предусматривает, что в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 – 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Позиция Верховного Суда Российской Федерации такова, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста в следующем вопросе. В 3-х комнатной (неприватизированной) муниципальной квартире (хрущевская пятиэтажка) общей площадью 54 кв м прописаны мой отец (квартиросъемщик) я с дочкой 3-х лет и старшая сестра. Я замужем и у меня фамилия мужа. Старшая сестра не замужем но в марте собирается родить сына. В квартире 1 комната изолирована (самая маленькая) 1-проходная и 1-запроходная. Как расселяют муниципальные квартиры при сносе дома и могу ли я с дочкой при сносе дома расчитывать на отдельную квартиру?

Предоставление жилья при сносе по договору соцнайма

Здравствуйте, на руках имеется договор соцнайма по решению суда, жильё признано аварийным. Собственник теща, в договор соцнайма вписана сестра жены. В квартире прописана жена и два ребенка (один совершеннолетний). Вопрос, при сносе жилья положены ли квадратные метры на прописаных членов семьи? Требуется ли вписание в договор соцнайма прописаных членов семьи? Что необходимо для вписания в договор?

    выселение граждан из жилых помещений, обязанности нанимателя жилого помещения, предоставление жилого помещения по договору социального найма, предоставление жилья, социальный наем жилого помещения, соцнайм
  • Поделиться

Ответы юристов ( 5 )

  • 384 ответа
  • 116 отзывов

Уважаемый, Владимир, здравствуйте!

Статья 86. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Вписание Вашей жены не требуется, так как она является членом семьи по определению Жилищного кодекса.

Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма

1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Пример судебного решения, где площадь была увеличена, но при этом количество комнат уменьшено. Суд счел такое предоставление незаконным, так как было уменьшено количество комнат —

Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 N 81-КГ17-2

  • 2637 ответов
  • 1542 отзыва эксперт

ЖК РФ, Статья 86. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч.1 и 2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст.ст.86-89 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из ветхого, аварийного жилого помещения обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Вопрос, при сносе жилья положены ли квадратные метры на прописаных членов семьи? Требуется ли вписание в договор соцнайма прописаных членов семьи? Что необходимо для вписания в договор?

Вы на учете состоите в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий? Если не состоите получите столько же сколько и было квадратных метров, а не из расчета по учетной норме установленной в Вашем регионе, уточните пожалуйста этот момент.

А по квадратуре? У нас 44,5 кв.м Если у нас разные семьи?

На учете не состоим

А по квадратуре? У нас 44,5 кв.м Если у нас разные семьи?

Не имеет никакого значение, предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, если вы не состоите на учете, то получите такое же жилое помещение по метражу не меньше, не больше.

Если бы состояли на учете дали бы не менее учетной нормы на человека в Вашем случае это 15 квадратных метров, как в приведенном ниже решении суда.

В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, и находится в границах данного населенного пункта.

Согласно ст.28-5 Закона ЯНАО от 30.05.2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», гражданам проживающим по договорам социального найма в жилых помещениях, подлежащих сносу, предоставляются другие благоустроенные помещения по договору социального найма, равнозначные по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).

На это также указано в позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 мая 2013года №34-КГ13-2.

Исходя из вышеизложенного, на ответчика надлежит возложить обязанность по предоставлению истцам жилого помещения вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом требований статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации – предоставить истцам жилое помещение на условиях договора социального найма общей площадью не менее ранее занимаемой

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию города Новый Уренгой предоставить ФИО на состав семьи включая ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте города Новый Уренгой, равнозначное ранее занимаемому помещению, общей площадью не менее

Ваш случай, сожалею, но такова судебная практика иного не дано, количество зарегистрированных лиц и вписанных в ордер тут значения не имеет. Не будете выезжать — выселят принудительно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Права собственников жилых помещений при сносе ветхого жилья

Случаи, когда подлежащий сносу дом после долгих лет ожидания наконец начинают расселять, отнюдь не редки в наше время. Стройки и реконструкции идут по всей России, программы по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда реализуются повсеместно.

Казалось бы, проживающие в аварийных или ветхих домах собственники должны радоваться предстоящей возможности въехать в новую, комфортную и отвечающую всем санитарным нормам квартиру. Однако на практике ситуация не столь позитивна. Злоупотребления или нарушения прав собственников случаются довольно часто, причем не только со стороны частных инвесторов, заинтересованных как можно быстрее и дешевле расселить подлежащий сносу дом, но и со стороны государственных или муниципальных органов, которые умышленно или вследствие некомпетентности ответственных лиц допускают нарушение прав отселяемых собственников жилых помещений.

Ущемленные в своих правах собственники жилых помещений далеко не всегда затевают судебные тяжбы. Большинство предпочитает довольствоваться имеющимся, соглашаясь на те варианты решения ситуации – квартиру или деньги – которые были им изначально предложены, даже если такие варианты явно не соответствуют ни правовым нормам, ни их собственным ожиданиям. Но тем, кто обращается в суд за защитой, с успехом удается отстоять свои права.

В настоящей статье мы рассмотрим некоторые случаи нарушений прав собственников жилых помещений, отселяемых из ветхих, подлежащих сносу домов, рассмотренные судами общей юрисдикции.

Так, например, 03.07.2012 Падунским районным судом города Братска (Иркутская область) в открытом судебном заседании было рассмотрено гражданское дело № 2-765/2012 по иску комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к К.С.П. о принудительном выкупе жилого помещения.

В обоснование исковых требований истец указал, что с 2005 года в городе Братске действует муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Братске на 2005-2019гг.», которая разработана для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. В рамках формирования программы составлен сводный реестр ветхих и аварийных жилых домов в городе Братске. Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 21.03.2011г. № 445 утвержден список переселения граждан из аварийного жилищного фонда Падунского округа города Братска за счет средств бюджета города Братска, выделенных в 2010 году, где ответчику – К.С.П., проживающему в квартире общей площадью 35,8 кв. м., – предоставлено жилое помещение общей площадью 36,26 кв. м. Однако ответчик переселяться в предоставляемое ему жилое помещение отказывается.

Согласно представленному оценочной компанией ООО «Зеленый мыс» отчету № 11-622/4 от 29.08.2011 стоимость объекта оценки определена в размере (. ) рублей. К.С.П. было предложено выкупить у него принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение по цене (. ) рублей, однако на письмо от 15.12.2011 К.С.П. не ответил.

Истец просил суд изъять у К.С.П. квартиру, передать ее в муниципальную собственность путем выкупа и прекратить право собственности К.С.П. на эту квартиру.

В ходе судебного заседания выяснилось, что в 2005 году ответчик приобрел двухкомнатную квартиру и сделал в ней хороший ремонт, никакой информации о том, что дом подлежит сносу и признан аварийным в учреждении юстиции не содержалось. В 2011 году ему было предложено переселиться в однокомнатную квартиру, которую ему даже не предложили предварительно осмотреть. Когда ответчик отказался переселяться в квартиру, которую он даже не видел, ему предложили выкупную цену за его квартиру. С предложенной выкупной ценой и рыночной оценкой квартиры, проведенной оценочной компанией ООО «Зеленый мыс», К.С.П. не согласился, так как оценка была произведена без фактического осмотра квартиры и не соответствовала текущим рыночным ценам.

При рассмотрении дела суд учел нормы статьи 32 Жилищного кодекса РФ и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и при вынесении решения, в частности, указал, что:

  • нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
  • собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника;
  • соблюдение предусмотренной частями 2–4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ процедуры,предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 Жилищного кодекса РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).

При этом, исходя из положений части 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.

И, поскольку судом были выявлены нарушения вышеописанной процедуры администрацией города Братска, а именно: к собственникам жилых помещений не предъявлялось требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, не принималось решения об изъятии земельного участка и жилых помещений у их собственников, – суд отказал в иске комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к К.С.П. о принудительном выкупе жилого помещения.

Как мы видим из рассмотренного примера, права собственника при расселении грубо нарушались: собственнику не дали осмотреть предлагаемую квартиру, рыночная оценка его квартиры была проведена без фактического осмотра, в выкупную цены квартиры не были включены убытки и расходы собственника, предусмотренные статьей 34 Жилищного кодекса РФ.

Однако суду достаточно и одних только формальных оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, что говорит о том, что даже если рыночная цена квартира и была установлена правильно, факт нарушения процедуры по изъятию жилого помещения является достаточным самостоятельным основанием для вынесения решения в защиту прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Рассмотрим другой пример из судебной практики. Здесь истцами выступили сами собственники жилых помещений, посчитавшие, что их права были нарушены действиями расселяющего лица – органа местного самоуправления.

Щербинским районным судом Белгородской области 27.07.2014 было вынесено решение по гражданскому делу № 2- 893 /2014 по иску граждан Т. о признании незаконным возложения обязанности по выплате разницы в стоимости предоставленного и изымаемого жилых помещений.

Как следует из материалов дела, истцам на основании договора мены принадлежала на праве собственности в равных долях однокомнатная квартира площадью (…) кв. м.

Главой администрации издано постановление «О предоставлении жилых помещений взамен изымаемых», согласно которому на основании Жилищного кодекса РФ, постановления правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» взамен изымаемого указанного жилого помещения истцам предоставлена другая квартира площадью (…) кв. м.

Квартира была передана истцам по акту приема-передачи, после чего в их адрес было направлено уведомление о необходимости оплаты стоимости превышения площади предоставленного жилого помещения в сумме (. ) рублей, с разъяснением о том, что в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2002–2010 годы, граждан переселяют из расчета: один кв. м ветхого жилья равен одному кв. м предоставленного, превышение определяется из расчета (. ) рублей за (. ) кв. м, а также необходимости явки в отдел управления муниципальным имуществом комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации для заключения соглашения о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого и написания заявления о предоставлении рассрочки возмещения разницы стоимости предоставленного жилого помещения, с указанием размера возмещения и срока рассрочки платежа.

Ответчик, представитель администрации по доверенности, заявленные требования не признал, поскольку федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.07 № 185-ФЗ, постановлением правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» не предусмотрено финансирование расходов по улучшению жилищных условий, а лишь приобретение жилого помещения той же площади, что и изъятое.

Однако судом было установлено, что вышеуказанное постановление правительства Белгородской области на самом деле содержит нормы, предусматривающие финансирование переселения граждан из признанных аварийными и подлежащих сносу многоквартирных домов в соответствии с жилищным законодательством.

При вынесении решения суд принял во внимание нормы статьи 32 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие два способа обеспечения жилищных прав:

  • жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа (пункт 1);
  • собственнику может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (пункт 8), и такая сделка возможна только по соглашению с собственником жилого помещения.

Обязанность же по оплате разницы в стоимости жилья не возложена на собственника ни положениями Гражданского и Жилищного кодексов РФ, ни федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.07 № 185-ФЗ, ни постановлением правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год».

То есть собственника не могут обязать доплачивать какие-либо суммы при переселении, и возложение на истцов обязанности по выплате разницы в стоимости предоставленного жилого помещения взамен изымаемого являлось незаконным.

Помимо этого, в силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», действующей на момент предоставления истцам жилого помещения, в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

Норма предоставления жилых помещений для населенного пункта (района), где происходило отселение, оказалась менее площади квартиры, переданной Т.

Как мы видим, доводы администрации не только не основывались на законе, но и противоречили как муниципальному, так и федеральному законодательству.

Решением суда требования граждан Т. были удовлетворены в полном объеме.

Исследованные примеры показывают, что права собственника при изъятии для государственных или муниципальных нужд принадлежащего ему имущества, гарантированные Конституцией, гражданским и жилищным законодательством РФ, являются приоритетными при рассмотрении судами гражданских исков по спорам, связанным с таким изъятием. Суды при рассмотрении таких дел тщательно исследуют, была ли соблюдена процедура предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, достигнуто ли с собственником соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен занимаемого, не нарушены ли права собственника другими действиями со стороны государственного органа или органа местного самоуправления.

Любое нарушение вышеуказанной процедуры и/или правовых норм влечет за собой отказ в удовлетворении требований, нарушающих права собственника, или признание незаконными действий, нарушающих такие права.

Истец просил суд изъять у К.С.П. квартиру, передать ее в муниципальную собственность путем выкупа и прекратить право собственности К.С.П. на эту квартиру.

Выбрать денежную компенсацию или новое жилье

Если необходимо прописывать на площади детей или стариков, рекомендуется получить новую квартиру. Конкретная процедура определена законодательством.

Деньги рекомендуется получить в том случае, если квартира в пятиэтажном доме под снос не очень нужна. В этом случае лучше получить деньги, которые можно направить на разные полезные вещи.

Деньги рекомендуется получить в том случае, если квартира в пятиэтажном доме под снос не очень нужна. В этом случае лучше получить деньги, которые можно направить на разные полезные вещи.

7. Можно ли за дополнительную плату приобрести квартиру с большим числом комнат и большей площадью, чем та, которую предоставят бесплатно?

Да, возможность приобрести квартиру с доплатой за дополнительные комнаты или метры предусмотрена программой реновации. Стоимость устанавливается рыночная, но участнику программы реновации предоставляется скидка в размере 10%. Ею можно воспользоваться только один раз.

Жилье можно выбрать только в домах, в которые идет переселение по программе реновации, и только в своем районе.

Также есть ограничение: максимальная площадь жилья, полученного с доплатой, не может превышать 100 квадратных метров.

Доплату можно сделать как из собственных, так и из кредитных средств. Также можно использовать для улучшения жилищных условий материнский капитал, жилищные субсидии, государственные жилищные сертификаты и другие не запрещенные законом источники средств.

Заявление о желании приобрести жилье большего размера нужно подать в Фонд реновации в течение 30 календарных дней со дня получения проекта договора, предусматривающего переход права собственности на равнозначную квартиру.

Если вы уже переехали, в течение ближайших 2-х лет с момента оформления в собственность по договору мены равнозначной квартиры вы можете приобрести еще одну квартиру общей площадью не более 100 квадратных метров со скидкой 10%. Приобрести дополнительную квартиру по Программе реновации возможно однократно.

Да, возможность приобрести квартиру с доплатой за дополнительные комнаты или метры предусмотрена программой реновации. Стоимость устанавливается рыночная, но участнику программы реновации предоставляется скидка в размере 10%. Ею можно воспользоваться только один раз.

Порядок предоставления гражданам жилых помещений

Согласно регламенту муниципалитет или государственный орган власти при сносе многоквартирного дома обязаны предоставить гражданину для использования другое жилое помещение. В кодифицированном акте сформировано четкое понятие о том, что альтернативное жилье должно соответствовать ряду критериев. Основной из них – благоустроенность. Под данным понятием подразумевается совокупность следующих требований к предоставляемому жилому помещению:

  • благоустроенность относительно условий проживания в конкретном населенном пункте;
  • площадь квартиры должна быть одинакова с той, из которой выселяют гражданина;
  • жилище должно соответствовать всем гигиеническим и санитарным нормам, а также противопожарным правилам;
  • жилое помещение должно находиться в пределах того же населенного пункта.

При этом не допускается заселение в одну комнату жильцов, которые имеют разную половую принадлежность (за исключением лиц, которые состоят в браке).

Предоставление новой квартиры или дома в другом населенном пункте осуществляется только с согласия выселяемого гражданина. Обратите внимание: если наниматель не встал на учет в качестве нуждающегося в помещении, то это не означает, что он не может рассчитывать на предоставление благоустроенной квартиры при сносе дома.

Предоставление новой квартиры или дома в другом населенном пункте осуществляется только с согласия выселяемого гражданина. Обратите внимание: если наниматель не встал на учет в качестве нуждающегося в помещении, то это не означает, что он не может рассчитывать на предоставление благоустроенной квартиры при сносе дома.

Правоотношения при сносе дома

Проживающим в подлежащем сносу доме предоставляется жилье по договору социального найма исходя из установленной нормы предоставления.

Такая ситуация: Дом под снос – “хрущевка”. Общая площадь 45 м2. Прописано 4 человека. Два совершеннолетних разнополых ребенка. Родители в разводе уже давно. У одного из детей есть собственность, доставшаяся по наследству. Вопрос: на какой вариант расселения можно рассчитывать при сносе дома?
Екатерина

Вы не пояснили, в чьей собственности находится жилое помещение в доме, который подлежит сносу. Предполагаю, что дом муниципальный, и граждане проживают в нем по договору социального найма. Также Вы не указали количество комнат в квартире. Предположу, что их две. Кроме того, Вы неверно понимаете сущность правоотношений, возникающих при предоставлении жилья в случае сноса дома. Речь идет не о расселении, а о предоставлении иного жилья по договору социального найма. Однако, в самом общем виде можно указать на следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Проживающим в подлежащем сносу доме предоставляется такая же по размерам квартира, т.е. по размеру жилое помещение должно быть не менее занимаемого с ориентиром на норму предоставления жилья, установленную органом местного самоуправления. При этом действующие нормы предоставления жилья должны соблюдаться и в том случае, если размер занимаемого жилья был меньше этих норм.

Решая вопрос о количестве предоставляемых комнат, необходимо также иметь в виду, что заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (ч. 1 ст. 58 Жилищного кодекса РФ).

В г. Москве норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров на одного человека. При этом размер площади жилого помещения, предоставляемого на семью данного состава и численности, составляет:

  1. на семью, состоящую из супругов, – однокомнатная квартира площадью от 36 до 44 квадратных метров;
  2. на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, – двухкомнатная квартира площадью от 36 до 50 квадратных метров;
  3. на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, – двухкомнатная квартира площадью от 54 до 62 квадратных метров;
  4. на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, – трехкомнатная квартира площадью от 62 до 74 квадратных метров;
  5. на семью из четырех и более граждан – жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи.

Тем не менее, при предоставлении жилого помещения гражданам, занимающим жилые помещения менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной законом города Москвы, учитывается наличие иных жилых помещений, принадлежащих гражданам или членам их семей на праве самостоятельного пользования. При этом закон говорит, что предоставляются жилые помещения, равнозначные по общей площади освобождаемым, что, правда на практике порождает массу вопросов, а именно: что значит равнозначность по площади освобождаемому помещению, если наличие иного жилого помещения есть только у одного члена семьи?

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, в Вашей ситуации можно претендовать на четырехкомнатную квартиру общей площадью 72 м2, но для точного ответа на данный вопрос необходима более полная информация, и детальный анализ законодательства по этому вопросу.

Кузнецов Евгений Алексеевич
Адвокат адвокатской палаты г. Москвы

Проживающим в подлежащем сносу доме предоставляется такая же по размерам квартира, т.е. по размеру жилое помещение должно быть не менее занимаемого с ориентиром на норму предоставления жилья, установленную органом местного самоуправления. При этом действующие нормы предоставления жилья должны соблюдаться и в том случае, если размер занимаемого жилья был меньше этих норм.

13. Сохраняются ли при переезде места в школах, детских садах для детей, уже их посещающих, в случае, если новый дом будет в другом микрорайоне?

Смена места жительства не влечет за собой обязательную смену школы или детского сада.

Родители вправе сами решать, оставить ребенка учиться в прежнем образовательном учреждении или перевести в новое.

Родители вправе сами решать, оставить ребенка учиться в прежнем образовательном учреждении или перевести в новое.

Что получат взамен собственники приватизированных квартир

Согласно статье 89 ЖК РФ жильцы домов подлежащих сносу имеют полное право получить другое благоустроенное жилье (в соответствии с условиями конкретного региона или населенного пункта, в котором оно находится), являющееся полной аналогией ранее занимаемой ими квартире. Это значит, что новое жилье должно быть равноценным по общей площади тому, в котором граждане проживали ранее. Ключевым здесь является «общая площадь», то есть жилая площадь может изменяться.

Пример. Семья Ивановых, состоящая из четырех человек – матери, отца, сына и дочери, проживала в трехкомнатной квартире общей площадью 62,5 метра квадратных, из которых 44 м² — жилая площадь. После признания их дома подлежащим сносу с последующим расселением семье было предложена в качестве замены двухкомнатная квартира, общая площадь которой 68 м², из них всего 32 м² — жилая площадь. Государство предоставило взамен квартиру немного большую по площади, несмотря на то, что жилая площадь уменьшилась с 44 до 32 м². Если бы в семье были однополые дети, то этот вариант считался бы приемлемым, а так семья имеет полное право требовать другое жилье – с тремя комнатами.

Законодательство также определяет критерии, которым должно отвечать новое жилье, предоставляемое взамен жильцам домов, которые нужно снести. Оно должно:

  • быть благоустроенным в соответствии с условиями конкретного населенного пункта (проведены все коммуникации, электричество, водопровод, отопление, санузел и т.д.);
  • находиться в том же населенном пункте, что и жилье, в котором семья проживала до признания дома аварийным;
  • быть идентичным по размеру жилплощади и по числу комнат, если это необходимо – разнополые дети, семья проживает с бабушкой/дедушкой, члены семьи не состоят в браке (брат и сестра, отец и дочь, мать и сын) и т.д.;
  • соответствовать всем нормам и требованиям безопасности, установленным российским законодательством.

Собственнику квартиры муниципалитет обязан предложить на выбор несколько альтернативных вариантов, из которых он должен будет выбрать то, что ему больше всего пришлось по душе. Если ни один из предложенных вариантов не соответствует установленным законом требованиям и нормам, собственник вправе отказаться переезжать, поскольку закон на его стороне.

Владелец приватизированного жилья имеет полное право заявить о желании получить вместо другого жилья денежную компенсацию. Но здесь важно учитывать следующие нюансы:

  • компенсация выплачивается строго по безналичному расчету;
  • рассчитывается сумма компенсации исходя из рыночной стоимости конкретного жилья на основании заключения независимых экспертов по результатам оценки в соответствующем населенном пункте;
  • собственник может претендовать на денежную компенсацию лишь в случае, когда приватизированное жилье находится на его же земельном участке, и у него имеются все необходимые правоустанавливающие документы;
  • сумму компенсации можно будет расходовать исключительно на приобретение нового жилья, если человек в результате сноса дома остался без крыши над головой.


Собственнику квартиры муниципалитет обязан предложить на выбор несколько альтернативных вариантов, из которых он должен будет выбрать то, что ему больше всего пришлось по душе. Если ни один из предложенных вариантов не соответствует установленным законом требованиям и нормам, собственник вправе отказаться переезжать, поскольку закон на его стороне.

Права собственника квартиры при сносе дома

В РФ право частной собственности охраняется законом (ст. 35 Конституции РФ). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с ч. 1, 9 статьи 32 ЖК РФ собственникам предлагается заключить соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Собственнику жилого помещения должно быть направлено уведомление о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, установленные законом.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого объекта недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением (ч. 5 ст. 32 ЖК РФ).

При определении размера возмещения за жилое помещение собственник может рассчитывать на выплату ему рыночной стоимости жилого помещения, рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также на возмещение всех убытков, причиненных изъятием жилого помещения, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Действующим законодательством установлены особенности сноса и реконструкции многоквартирных домов, признанных в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Орган, принявший решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предъявляет требование к собственникам помещений в этом доме о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором расположен этот дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).

Если дом, в котором находится жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, будет определен именно в этой программе (ч. 2 ст. 16 Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).

Собственникам жилых помещений в домах аварийного жилищного фонда предоставляется ряд гарантий. Так, жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта, в том числе неоднократные, не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (ч. 3 ст. 16 Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).

В соответствии со статьей 2, частью 3 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии с жилищным законодательством, статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые непосредственно затрагивают интересы собственников и нанимателей жилых помещений по договору социального найма.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Российской Федерацией создается государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года (часть 1 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ).

Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14).

Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

В РФ право частной собственности охраняется законом (ст. 35 Конституции РФ). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Читайте также:  Образование в трудовой книжке
Добавить комментарий