Увеличение страховых взносов

Изменение 2020 года

Одно из главных изменений по страховым взносам с 2020 года – увеличенные предельные базы по сумме выплат в пользу работника. Теперь лимиты установлены в размере (постановление Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407):

  • 1 292 000 руб. – для взносов на ОПС (было 1 150 000 руб.);
  • 912 000 руб. – для взносов на ВНиМ (было 865 000 руб.).

Также изменены ставки страховых взносов, начисляемых с зарплаты и иных вознаграждений работников и лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.

Надо отметить, что предельную базу по взносам Правительство РФ повышает каждый год, но не по всем видам взносов. И вот, что можно посмотреть в единой таблице в КонсультантПлюс:

Данные о предельной величине базы для начисления страховых взносов на ОПС, ОСС, ОМС с 2010 г. по 2020 г. включительно.

Законом установлены и так называемые повышенные тарифы страховых взносов. Их платят работодатели с вредными (тяжелыми, опасными) условиями труда. Ставки взносов по доп. тарифам 2020 и от чего они зависят есть в КонсультантПлюс:

Кто платит страховые взносы

Работодатели ежемесячно перечисляют страхвзносы с выплат, начисленных сотрудникам. Если они оформлены по трудовому договору, то это отчисления:

  • на пенсионное страхование;
  • на медицинское страхование;
  • на страхование на случай временной нетрудоспособности или материнства (ВНиМ);
  • на страхование от несчастных случаев или профессиональных заболеваний.

За сотрудников, оформленных по договору ГПХ, тоже нужно платить, но в этом случае обязательны только перечисления на медицинское и пенсионное страхование. На ВНиМ платить взносы не нужно, а на несчастное страхование платите, только если это условие предусмотрено договором.

В этой статье мы рассмотрим страховые взносы, которые находятся в ведении ФНС и регламентируются главой 34 НК РФ. Это все, перечисленные выше, кроме взносов на «несчастное» страхование.

Взносы для ПФР и ФСС не всегда нужно платить со всей суммы доходов сотрудника. Для начисления взносов установлен лимит, с превышением которого взносы не платятся или по ним снижается ставка. Эта база ежегодно индексируется на основании роста средней зарплаты.

Минфин объяснил, как коронавирус изменил страховые взносы в 2020 году

Как меры поддержки экономики, принятые правительством в связи с распространением коронавируса, отразились на порядке уплаты страховых взносов? И какие еще, но уже не связанные с эпидемией изменения в этой сфере случились в 2020 году? Об этом БУХ.1С рассказала начальник отдела нормативно-правового регулирования страховых взносов Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Любовь Котова.

Любовь Алексеевна, давайте вспомним все меры поддержки бизнеса в связи с коронавирусом, которые приняло государство и которые затрагивают процедуру уплаты взносов.

Начнем со снижения тарифов. Согласно закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ, для малых и средних предприятий, начиная с начислений за апрель, снижается тариф страховых взносов — с 30% до 15% с выплат работникам, превышающим МРОТ. Выплаты работникам в размере менее и равном федеральному МРОТ — 12 130 рублей — облагаются по прежнему совокупному тарифу 30%, а вот та часть, которая превышает МРОТ, — по новому, сниженному до 15%. Соответственно, и облагаемую базу каждый месяц нужно расщеплять на две — до МРОТ и после — для применения разных тарифов.

Это относится только к пострадавшим отраслям или ко всем предприятиям малого бизнеса?

Вид деятельности предприятия, его ОКВЭД в данном случае не важны, главное, чтобы оно было внесено в Реестр МСП. Если предприятие внесено в Реестр после 1 апреля этого года, то снижение ставки для него начинается с месяца внесения.

Еще одна мера — снижение до 0% тарифов взносов с начислений за II квартал 2020 года. Распространяется на ИП и организации из реестра МСП, занятые в наиболее пострадавших от COVID сферах деятельности (перечень определен в постановлении Правительства от 03.04.2020 № 434), социально ориентированные НКО (получателей господдержки), а также НКО и религиозные организации из спецреестра (который будет создан Минэкономразвития). Регламентируется законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ.

В этом случае плательщики должны начислить взносы, составить квартальную отчетность с 0% и заполнением третьего раздела (персональные сведения по застрахованным лицам). Налоговая служба «отгружает» информацию по льготным категориям в ПФР. А те, в свою очередь, потом получат трансферт из федерального бюджета для компенсации выпадающих доходов.

Тот же закон № 172-ФЗ вводит уменьшение для ИП в сферах деятельности, пострадавших от COVID, фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование за 2020 год на размер 1 МРОТ.

Для малых и средних предприятий (включенных в единый реестр) в пострадавших отраслях и социально ориентированных НКО (по реестру, который будет составлен Минэкономразвития) сроки уплаты страховых взносов с выплат физическим лицам сдвигаются: за март–май — на 6 месяцев, за июнь–июль — на 4 месяца. Для индивидуальных предпринимателей сдвигается на 4 месяца срок уплаты взносов на ОПС за 2019 год с дохода, превышающего 300 000 рублей. В последующем им будет представлена годовая рассрочка по уплате этого платежа (постановление Правительства от 02.04.2020 № 409). Заявлений подавать не надо, сроки сдвигаются автоматически.

Помимо этого, согласно постановлению Правительства № 409, отсрочка и рассрочка по уплате страховых взносов будут предоставлены плательщикам, осуществляющим отдельные виды экономической деятельности: авиаперевозки и деятельность аэропортов, культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; турагентства и туристические организации; гостиничный бизнес; общественное питание; дополнительное образование; организация конференций и выставок; бытовые услуги населению (ремонт, стирка, химчистка, салоны красоты, парикмахерские).

Нужно подчеркнуть, что в ПП № 409 фигурирует намного меньше видов деятельности, чем в ПП-434, которое относится к уплате налогов.

Каковы остальные изменения в порядке уплаты страховых взносов, не связанные с коронавирусом?

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ вводит дополнительные условия для предоставления обособленным подразделениям расчета по взносам. Если раньше было только требование о полномочиях по начислению выплат этим ОП, то добавилось наличие расчетного счета и фактическое осуществление выплат работникам. То есть теперь могут существовать два варианта:

1. обособленное подразделение наделено полномочиями начислять выплаты сотрудникам, у него открыт отдельный счет в банке, и компания сдает расчет по своему месту учета и месту учета подразделения с расчетным счетом.

2. ОП не наделено полномочиями начислять выплаты сотрудникам, не имеет отдельного счета в банке, и компания сдает один расчет на сотрудников головного офиса и подразделения по своему месту учета.

Представлять расчеты по взносам в электронном виде теперь обязаны все организации с численностью сотрудников более 10 человек (было — более 25). Впрочем, около 90% плательщиков и сейчас сдают их в электронном виде.

Для ИП введено уточнение расчета фиксированных платежей по взносам на ОПС в случае осуществления деятельности неполный месяц (пропорционально количеству календарных дней этого месяца).

Расскажите, пожалуйста, о новой форме расчета по страховым взносам, действующей с этого года.

Начиная с отчетности за I квартал, введена новая форма расчета по страховым взносам (утверждена приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@).

В отчете плательщики отражают сведения о начисленных выплатах и взносах. В отдельных разделах отражают информацию о соответствии критериям для применения пониженных тарифов и персональные сведения о застрахованных лицах.

Больше не нужно указывать сумму по начисленным взносам за квартал, только отдельно по месяцам.

Появилось, в частности, уточнение строк (030, 040, 050) со ссылкой непосредственно на статьи НК РФ, так как было много вопросов, надо ли указывать необлагаемые выплаты в расчете. Многие путали выплаты, которые не подлежат обложению, и выплаты, которые не признаются объектом обложения. Необлагаемые — это 422 статья НК РФ. Не признаются объектом обложения — п. 4-8 статьи 420 НК РФ.

Итак, в строке 30 подразделов 1.1 и 1.2 Приложения 1 Расчета отражается сумма начисленных выплат (ст. 420 НК РФ). В строке 40 — сумма, не подлежащая обложению (ст. 422 НК РФ).

Строка 30 — строка 40 = строка 50 — база для исчисления взносов, к которой применяется соответствующий тариф страховых взносов.

Напоминаем, что, согласно п. 4-6 ст. 420 НК РФ, не признаются объектом обложения страховыми взносами (и не отражаются в расчете) выплаты по договорам ГПХ, предметом которых является переход права собственности на имущество, а также связанным с передачей в пользование имущества — например, по договорам дарения, аренды, займа. Сюда же относятся выплаты в пользу иностранцев по трудовым договорам с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении за пределами РФ, а также по договорам ГПХ в связи с их деятельностью за пределами РФ. Выплаты добровольцам (волонтерам) по возмещению их расходов, за исключением сумм на питание в размере сверх размера суточных по п. 1 ст. 217 НК РФ.

Читайте также:  Доверенность порядок оформления

Что касается сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (ст. 422 НК РФ), то к их числу относятся: государственные пособия; компенсационные выплаты (суточные, командировочные и т. п.); выплаты, связанные с увольнением (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск); материальная помощь; выплаты, связанные с медстрахованием (ДМС), медобеспечением, дополнительным пенсионным обеспечением или обучением работников. Наконец, стоимость проезда в отпуск работника организации на Крайнем Севере и членов его семьи.

Давайте напомним еще раз об ответственности плательщиков за нарушения, допущенные при представлении Расчета.

Контрольные соотношения показателей расчета по взносам можно сверить по письму ФНС от 07.02.2020 №БС-4-11/2002@. В расчете не может быть отрицательных значений.

В случае ошибки в персональных данных в разделе 3 Расчета (связан с формированием пенсионных прав, полностью отгружается в ПФР) надо заполнить два новых раздела 3. Один — с признаком «аннулирования» (если ошибка исключительно в персональных данных — СНИЛС, ИНН, ФИО), и второй — «исправленный».

Расчет считается не представленным (п. 7 ст. 431 НК РФ) в случае, если за весь период или за каждый из последних трех месяцев сведения по каждому физлицу о сумме выплат, базе для исчисления взносов и сумме взносов содержали ошибки. Либо сумма одноименных показателей по физлицам не соответствует этим же показателям в целом по плательщику. Либо в расчете указаны недостоверные персональные данные застрахованных лиц.

Это единственная отчетность, которая может вернуться к вам, хотя вы ее и загрузили. На исправление дается 5 дней.

Кроме того, стоит напомнить, что с 2019 года в случае не представления в установленный срок Расчета по страховым взносам налоговый орган в течение 10 дней по истечении данного срока принимает решение о приостановлении операций плательщика по его счетам в банке.

Еще полезные материалы на сайте БУХ.1С в разделах:

В этом случае плательщики должны начислить взносы, составить квартальную отчетность с 0% и заполнением третьего раздела (персональные сведения по застрахованным лицам). Налоговая служба «отгружает» информацию по льготным категориям в ПФР. А те, в свою очередь, потом получат трансферт из федерального бюджета для компенсации выпадающих доходов.

Особые правила расчета страховых взносов для субъектов МСП

Первый раз новый алгоритм следует применить к зарплате за апрель 2020 года.

Бухгалтер должен проанализировать суммы, выплаченные каждому сотруднику в отдельно взятом календарном месяце: апреле, мае, июне и т.д. Выплату за месяц следует разделить на две части: в пределах действующего федерального МРОТ и сверх данного показателя. Тариф определяется для каждой из частей. В следующем месяце все вычисления проводятся заново.

Ставка взносов на обязательное медицинское страхование, применяемая к зарплате за месяц, равна:

Предельная база для начисления взносов

Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 №1407 с 01.01.2020 установлена предельная база по страховым
взносам:

  • 912 000 руб. — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 1292 000руб. — на обязательное пенсионное страхование.

Для взносов на обязательное медицинское страхование предельная база не устанавливается с 2015 года.

Если суммы выплат работнику превышают предельную величину базы (ст. 421 НК РФ):

· не начисляются взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

· взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по тарифу 10?%.

Размер тарифов страховых взносов

Статьей 426 НК РФ предусмотрено, что в 2017 — 2020 годах для лиц, которые производят выплаты и вознаграждения физическим лицам (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), действуют следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:
— 22 % — в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на данный вид страхования;
—10 % — свыше установленной предельной величины базы.

Данные тарифы действуют в отношении выплат как гражданам России, так и иностранным гражданам (за исключением высококвалифицированных специалистов). В отношении трудящихся (на основании трудового или гражданско-правового договора) граждан из государств — членов ЕАЭС применяется тариф, действующий на территории России в отношении выплат иностранным гражданам (временно проживающим или пребывающим в России);

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), — 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составят 30%.

Статьей 426 НК РФ предусмотрено, что в 2017 — 2020 годах для лиц, которые производят выплаты и вознаграждения физическим лицам (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), действуют следующие тарифы страховых взносов:

Как еще можно сэкономить на взносах

Если у ИП все в порядке с доходами, в уменьшении взносов нет смысла: все равно придется доплачивать деньги в бюджет в виде налога.

Но если доход снизился или вообще пропал, а права на льготу нет, можно использовать такие варианты:

  1. закрыть ИП. Взносы надо платить, даже если деятельности и дохода нет. Но если прекратить регистрацию ИП на время перерыва в бизнесе, взносов не будет. Когда все наладится, можно снова зарегистрироваться. Взносы за неполный год считаются пропорционально. У нас есть инструкция, как закрыть ИП быстро и недорого. Открыть заново тоже несложно;
  2. перейти на самозанятость. Если нужно сохранить статус ИП, но не хочется платить взносы в период затишья, можно применять налог на профессиональны доход. Там нет обязательных взносов, но и пенсионного стажа тоже нет. Зато есть налоговый бонус, который в 2020 году прилично вырос и может полностью идти на уплату налога.

Но если доход снизился или вообще пропал, а права на льготу нет, можно использовать такие варианты:

Увеличение страховых взносов экономически не оправдано

О проекте федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс

13 ноября 2019 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен разработанный Минфином России проект федерального закона «О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (ID 02/04/11-19/00097048).

Проект определяет размер страховых взносов, уплачиваемых в том числе адвокатами, в фиксированном размере, на период с 2021 по 2024 г. включительно.

– страховые взносы на обязательное пенсионное страхование «в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере 36 455 рублей за расчетный период 2021 года, 40 433 рубля за расчетный период 2022 года, 43 057 рублей за расчетный период 2023 года, 45 907 рублей за расчетный период 2024 года»;

– «страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере – 8763 рубля за расчетный период 2021 года, 9114 рублей за расчетный период 2022 года, 9479 рублей за расчетный период 2023 года, 9858 рублей за расчетный период 2024 года».

Всего фиксированные страховые взносы в сумме составят:

– за 2021 г. – 45 218 рублей;

– за 2022 г. – 49 547 рублей;

– за 2023 г. – 52 536 рублей;

– за 2024 г. – 55 765 рублей.

В Форме сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта со средней степенью регулирующего воздействия, также размещенного на портале, указано, что существует проблема неопределенности положений ст. 430 ч. 2 Налогового кодекса РФ для расчетных периодов 2021–2024 гг. (п. 3.1).

«Негативные эффекты, возникающие в связи с наличием проблемы:

Неопределенность в отношении размера страховых взносов на обязательное социальное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц за расчетные периоды 2021–2024 годов, а также в отношении прогнозирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2021–2024 годах» (п. 3.2, приведен полностью в редакции Формы сводного отчета).

Предложенный способ решения проблемы не связан с появлением рисков (п. 12.1).

В п. 9.9 Формы имеется ссылка на финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона. Однако на портале он не размещен. В связи с этим проверить обоснованность увеличения страховых взносов не представляется возможным.

Уместным будет продемонстрировать историческую динамику изменений размера страховых взносов:

за 2015 г.: 18 610 + 3650,58 = 22 260,58* 100% / 300 000 = 7,42%

за 2016 г.: 19 356 + 3796,85 = 23 152,85 * 100% / 300 000 = 7,718%

Читайте также:  Наказание за побои — административная ответственность

за 2017 г.: 23 400 + 4590 = 27 990 * 100% / 300 000 = 9,33%

за 2018 г.: 26 545 + 5840 = 32 385 * 100% / 300 000 = 10,795%

за 2019 г.: 29 354 + 6884 = 36 238 * 100% / 300 000 = 12,079%

с 2020 г.: 32 448 + 8426= 40 874 * 100% / 300 000 = 13,624%

Федеральный законодатель регулярно пересматривает размер фиксированных платежей. Вместе с тем сумма, на которую исчисляются эти платежи, остается неизменной – 300 000 рублей. С 2015 по 2020 г. ставка выросла почти в два раза. При этом доход, с которого исчисляются страховые взносы (300 000 рублей), не менялся.

Предлагаемый проект делает ставку еще выше:

– за 2021 г.: 36 455 + 8763 = 45 218 * 100% / 300 000 = 15,07%

– за 2022 г.: 40 433 + 9114 = 49 547 * 100% / 300 000 = 16,51%

– за 2023 г.: 43 057 + 9479 = 52 536* 100% / 300 000 = 17,51%

– за 2024 г.: 45 907 + 9858 = 55 765 * 100% / 300 000 = 18,59%

Такой подход нельзя назвать ни экономически оправданным, ни справедливым. Если и говорить об обоснованности ежегодного повышения страховых взносов, то правильным было бы и одновременное увеличение суммы дохода с сохранением первоначальной ставки (7,42%). Тогда сумма должна составлять не 300 000 рублей, а в 2021 г. – 609 407 рублей (45 218*100%/7,42%), 2022 г. – 688 153 рубля, 2023 г. – 729 667 рублей, 2024 г. – 774 514 рублей.

Очевидно, что законопроект нуждается в доработке в этой части, а возможно, и не только в этой. Срок проведения публичного обсуждения заканчивается 3 декабря 2019 г. Желающие могут зарегистрироваться на портале и высказать свое мнение, а также проголосовать.

Федеральный законодатель регулярно пересматривает размер фиксированных платежей. Вместе с тем сумма, на которую исчисляются эти платежи, остается неизменной – 300 000 рублей. С 2015 по 2020 г. ставка выросла почти в два раза. При этом доход, с которого исчисляются страховые взносы (300 000 рублей), не менялся.

Как исчислять?

Льготные страховые тарифы применяются в отношении «части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода» (п.1 ст. 5 и ст.6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ).

Поэтому для расчета страховых взносов нужно взять сумму федерального минимального размера оплаты труда на начало отчетного периода, т.е. на начало календарного года (п.1 ст.423 НК РФ). На 01.01.2020 года федеральный МРОТ установлен в размере 12 130 руб. Соответственно по пониженным тарифам облагается разница между суммой выплат начисленных в пользу физического лица по итогам календарного месяца и 12130 руб.

Обратите внимание! Региональный МРОТ, а также региональные повышающие коэффициенты не имеют значения для расчета страховых взносов.

Пример. ООО «Рамашка» является субъектом малого предпринимательства. Работнику по итогам апреля была начислена заработная плата в сумме 22130 руб. Общая сумма выплат нарастающим итогом с начала года не превышает максимальные величины баз взносов на ОПС и в ФСС.

Страховые взносы должны быть начислены так:

По тарифам: 22% на ОПС, 2.9 % в ФСС и 5.1 % на ОМС с суммы 12130 руб. — всего 3639 руб.

По тарифам: 10% на ОПС, 0 % в ФСС и 5 % на ОМС с суммы превышающей 12130 руб., т.е. с 10000 руб. (22130-12130) — всего 1500 руб.

Общая сумма страховых взносов — 5139 руб. (3639+1500).

Таким образом, для расчета страховых взносов нужно взять сумму выплат, начисленных в пользу физического лица (застрахованного) по итогам календарного месяца. Если общая сумма выплат с начала года не превышает максимальную величину базы по взносам на ОПС или (и) в ФСС, то с суммы до или равной 12130 руб. в 2020 году начисляем взносы по общему тарифу (22% на ОПС, 2.9 % в ФСС и 5.1 % на ОМС), с суммы выплат, превышающей 12130 руб. за месяц начисляем взносы по льготному тарифу 10% на ОПС, 0 % в ФСС и 5 % на ОМС.

Обратите внимание! По мнению автора, не имеет значение на полную или неполную ставку оформлен работник. Т.е. для расчета страховых взносов важна только величина (цифра) МРОТ, установленного федеральным законом на начало года, тем более, что льготные тарифы применяются не только к выплатам в пользу работников, но и иных застрахованных лиц. Например, к выплатам по договорам подряда, к которым требования о минимальной оплате труда не применимы.

Соответственно, если работник оформлен на 0.5 ставки и ему начислено, например, 20000 руб. за календарный месяц, то в пределах максимальных величин базы по страховым взносам: сумма 12130 руб. будет облагаться по общеустановленным тарифам (30%), а сумма 7870 руб. (20000-12130) по льготным тарифам (15%).

Соответственно, если работник оформлен на 0.5 ставки и ему начислено, например, 20000 руб. за календарный месяц, то в пределах максимальных величин базы по страховым взносам: сумма 12130 руб. будет облагаться по общеустановленным тарифам (30%), а сумма 7870 руб. (20000-12130) по льготным тарифам (15%).

Тарифы страховых взносов за работников в 2020 году

В 2020 году страховые взносы нужно платить по следующим тарифам:

  • На пенсионное страхование (ОПС) – 22%.
  • На медицинское страхование (ОМС) – 5,1%.
  • На социальное страхование (ОСС) – 2,9% (без учета взносов от несчастных случаев).

При этом некоторые ИП и организации имеют право применять пониженные тарифы (см. таблицу ниже).

В 2020 году изменилась лимиты для начисления взносов:

  • на ОПС – 1 292 000 руб. (в случае превышения, взносы уплачиваются по уменьшенной ставке – 10%);
  • на ОСС – 912 000 руб. (в случае превышения, взносы больше не уплачиваются);
  • на ОМС – предельная величина отменена.

Обратите внимание, что в 2020 году не действуют льготы по страховым взносам для большинства ИП и организаций, которые применялись до 2018 года. В частности, отмена затронула ИП на патенте, а также представителей МСП, работающих в социальной и производственной сферах и применяющих УСН. Пониженные тарифы оставили лишь для НКО и благотворительных организаций. Подробнее со ставками по страховым взносам можно ознакомиться в таблице ниже.

Обратите внимание, что индивидуальные предприниматели, помимо уплаты страховых взносов за работников, дополнительно должны перечислять страховые взносы ИП «за себя».

Дополнительные ставки в ПФР (СОУТ проведена)

Условия труда по результатам СОУТСтавка дополнительных взносов в ПФР ,
КлассПодкласс
Оптимальный1
Допустимый2
Вредный3,12
3,24
3,36
3,47
Опасный48

Ряд предприятий и работодателей, должны перечислять дополнительные тарифы. Их размер зависит от двух условий: проводилась ли специальная оценка условий труда, на каких работах занят работник. Эти тарифы оплачиваются только в Пенсионный фонд России , остальные отчисления не предусмотрены.

Сводки с полей

Киров: за последние 2 недели закрылись больше 500 индивидуальных предпринимателей.
Архангельская область: за последние два месяца количество предпринимателей уменьшилось более чем на тысячу. В регионе ИП ликвидируется больше, чем регистрируется.

Калининград: планируется уменьшение количества предпринимателей не менее чем на 10%.

Ставропольский край: за последние три месяца предпринимателей стало на 8 тыс. меньше.

Челябинская область: с начала года предпринимателей стало меньше на 4 тыс.

Красноярск: предприниматели массово пошли в налоговую инспекцию писать заявления о ликвидации ИП. В декабре 2012 г. закрылась треть ИП от общего годового показателя (из 3535 закрывшихся в 2012 г. 1318 ИП пришли закрываться накануне вступления Закона в силу).
Санкт-Петербург: налоговые инспекции переживают наплыв посетителей – индивидуальных предпринимателей, желающих закрыть свой бизнес. Прогнозы экспертов: к 2014 г. Санкт-Петербург не досчитается 100 тыс. представителей малого бизнеса.

Примечание. Прогнозы экономистов: из-за резкого скачка взносов в Пенсионный фонд 10% российских предпринимателей закроют бизнес.

Молодой ленинец | Страховые взносы уменьшили. Что будет с пенсиями?

Владельцы малого и среднего бизнеса стали отчислять в два раза меньше страховых взносов за своих сотрудников, заработок которых превышает минимальный размер оплаты труда. Сейчас он составляет 12 130 рублей.

Такую меру поддержки предприниматели получили с 1 апреля в связи с ситуацией с коронавирусной инфекцией и смогут ей пользоваться до 31 декабря 2020 года.

«МЛ» решил разобраться, как это скажется на будущей пенсии работников и на ежегодном августовском перерасчете работающих пенсионеров.

НОВЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

1 апреля 2020 года был принят Федеральный закон № 102‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ…» В нем говорится о тарифах страховых взносов для работодателей, которые признаны субъектами малого и среднего бизнеса.

Если у работника минимальный размер оплаты труда, то за него работодатель будет уплачивать страховые взносы по прежним тарифам. В целом они составляют 30 процентов от фонда оплаты труда:

Читайте также:  Как вести суммированный учет рабочего времени

22 процента – на обязательное пенсионное страхование;

5,1 процента – на обязательное медицинское страхование;

2,9 процента – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Как пояснили «МЛ» в Управлении Федеральной налоговой службы по Пензенской области, тарифы страховых взносов изменились для страхователей, признанных субъектами малого и среднего бизнеса, в отношении работников, которые получают больше МРОТ. Вместо 30 процентов взносы составили 15 процентов:

10 процентов – на обязательное пенсионное страхование;

5 процентов – на обязательное медицинское страхование;

0 процентов – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Эти тарифы будут действовать до 31 декабря 2020 года.

ФОРМУЛА БУДУЩЕЙ ПЕНСИИ

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование непосредственно влияют на размер будущей пенсии. Они участвуют в расчете индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК), которые формируются за каждый год работы и суммируются при установлении пенсии.

Годовой ИПК определяется по следующей формуле. Сумма уплаченных страховых взносов на страховую пенсию за конкретного работника делится на сумму страховых взносов, которые уплачиваются с максимальной взносооблагаемой зарплаты в стране, и умножается на 10 (см. формулу).

Максимальная взносооблагаемая заработная плата в стране – это предельная величина для начисления страховых взносов, которая каждый год индексируется и в 2020 году составляет 1 миллион 292 тысячи рублей.

РАСЧЕТ ИЛИ ПЕРЕРАСЧЕТ

Итак, если сумма страховых взносов за конкретного работника уменьшится, то при том же размере заработной платы он получит меньше пенсионных баллов за год. Разумеется, это отразится на его будущей пенсии.

То же самое и с работающими пенсионерами. Августовский перерасчет им делают исходя из страховых взносов, которые за них заплатил работодатель за предыдущий год работы. Чем меньше страховых взносов будет в 2020 году, тем меньше будет прибавка у работающего пенсионера после перерасчета в августе 2021 года.

«Размер страховой пенсии напрямую зависит от величины индивидуального пенсионного капитала, учтенного на индивидуальном лицевом счете гражданина, – пояснили «МЛ» в отделении Пенсионного фонда России по Пензенской области.

– То есть если суммы отчислений страховых взносов будут меньше, то, соответственно, величина индивидуального пенсионного капитала, учтенная при исчислении размера пенсии, будет меньше».

Что же касается работающих пенсионеров, то в отделении ПФР напомнили, что перерасчет страховой пенсии с 1 августа не может превышать 3 пенсионных баллов. Это правило прописано в пункте 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях».

С 1 августа 2021 года перерасчет страховых пенсий будет произведен с учетом индивидуального пенсионного капитала за 2020 год, при этом в расчет будет приниматься ИПК, отраженный на индивидуальном лицевом счете гражданина.

Будущие и нынешние пенсионеры, которые продолжают работать, действительно могут потерять в размере своих выплат. Единственный выход в этой ситуации – внесение корректировок в федеральное законодательство, в частности в формулу расчета индивидуальных пенсионных коэффициентов за год.

Если тарифы страховых взносов с заработной платы конкретного работника и с максимальной взносооблагаемой зарплаты будут одинаковыми, то даже при снижении суммы страховых взносов количество пенсионных баллов за год не уменьшится.

«Молодой ленинец», № 19, 12 мая 2020 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»

Что же касается работающих пенсионеров, то в отделении ПФР напомнили, что перерасчет страховой пенсии с 1 августа не может превышать 3 пенсионных баллов. Это правило прописано в пункте 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях».

Чем грозит снижение страховых платежей

Пока продолжается суета вокруг поправок в Конституцию, под шумок начались разговоры, что было бы неплохо снизить обязательные страховые платежи с нынешних 30 до 22%. Это должно, как считают авторы этой далеко не новой идеи, снизить нагрузку на бизнес (ведь именно он, а не работник тратит на это деньги). А значит, и экономика оживет, станет расти темпами «выше среднемировых», как в своем майском указе установил Владимир Путин. Для правительства Михаила Мишустина это может быть заманчивой идеей – ведь именно оно теперь в ответе за выполнение президентских указаний.

Однако хотелось бы предостеречь от такого поспешного шага. Последствия могут быть разрушительными и для нынешней макроэкономической стабильности, и для социальной сферы, о которой так печется в последнее время президент.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что нынешний фискальный уровень нагрузки на труд «запредельный». Он имел в виду 30% совокупного страхового взноса и 13% НДФЛ. Казалось бы, очень много. Но, например, в Швеции работодатель платит по страховому тарифу 31,42%, туда же свои 7% платит работник. В Португалии, которую мы пытались догнать, совокупный страховой взнос работника и работодателя более 30%, в Сингапуре, куда так любят летать для изучения прогрессивного опыта госуправления наши чиновники, – 33% и т. п. Это не считая НДФЛ, который у нас один из самых низких в мире. Проблема не в том, сколько платят, а в том, как эти средства трансформируются в выплаты – пенсии, оплату страховых пособий, медицинских услуг.

И о финансах. Совокупные доходы трех внебюджетных фондов – пенсионного (ПФР), социального страхования и обязательного медицинского страхования (ФОМС) – в 2020 г. ожидаются в размере 12 трлн руб. Бо́льшая часть из них формируется как раз за счет 30%-ного совокупного страхового взноса. Легко посчитать, что снижение с 30 до 22% размера этого взноса снижает доходы фондов примерно на 2–3 трлн руб.

Как известно, объявленные президентом в недавнем его послании Федеральному собранию социальные новации тянут, по официальным оценкам, минимум на 500 млрд руб. в год дополнительных расходов. Фонд национального благосостояния, как известно, раскупоривать пока нельзя, тем более что первая трата из него, судя по всему, пойдет на выкуп у ЦБ Сбербанка. Поэтому правительству, чтобы изыскать эти дополнительные и немалые средства, придется поискать резервы в федеральном бюджете. И вот именно эти несколько сотен миллиардов рублей, которые поступают из-за повышенной ставки НДС, помогут решить эту проблему, хотя все равно придется перекраивать многие другие расходные статьи, в которых эти деньги были предусмотрены. Поэтому подзабытая сделка – повышение НДС в обмен на снижение социальных платежей – может считаться окончательно похороненной.

Совершенствование системы обложения страховыми взносами как фактор развития индивидуального предпринимательства России Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

© М. О. Измайлова, 2016

К чему приведет снижение страховых взносов

Страховые взносы для работодателей могут резко снизить. Правительство рассчитывает, что это уменьшит нагрузку на бизнес, но аналитики опасаются, что придется снова поднимать НДС. Кабинет министров обсуждает снижение ставки взносов в Пенсионный и страховые фонды до 23-25% с действующих 30%. Как пишет газета «Ведомости», в правительстве пока не понимают, как компенсировать выпадающие доходы бюджета — около 1,5 трлн рублей. Три года назад была идея взамен повысить НДС до 22%. Но в итоге этот налог повысили до 20%, чтобы собрать средства на нацпроекты. Как правительство будет закрывать брешь в бюджете? И что об идее говорят предприниматели?

Руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталия Орлова полагает, что именно от компенсации выпадающих доходов будет зависеть, выиграют ли граждане и бизнес от изменений или нет. «Самый главный вопрос — какие другие меры правительство предпримет, чтобы минимизировать последствия для бюджета? Будет ли речь идти о повышении ставок других налогов, или это будет налогообложение отдельных секторов? Уже в зависимости от этого можно будет говорить об эффектах. Решение снизить ставки социальных взносов первоначально обсуждалось вместе с идеей повышения НДС. Я не знаю, означает ли теперь возврат к идее снижения ставок социальных взносов готовность правительства сделать дополнительное повышение НДС, но, вообще, конечно, это все равно говорит о некоторой неопределенности, потому что было бы лучше, чтобы пакет был реализован единым шагом, не был растянут во времени».

Страховые взносы для работодателей могут резко снизить. Правительство рассчитывает, что это уменьшит нагрузку на бизнес, но аналитики опасаются, что придется снова поднимать НДС. Кабинет министров обсуждает снижение ставки взносов в Пенсионный и страховые фонды до 23-25% с действующих 30%. Как пишет газета «Ведомости», в правительстве пока не понимают, как компенсировать выпадающие доходы бюджета — около 1,5 трлн рублей. Три года назад была идея взамен повысить НДС до 22%. Но в итоге этот налог повысили до 20%, чтобы собрать средства на нацпроекты. Как правительство будет закрывать брешь в бюджете? И что об идее говорят предприниматели?

Добавить комментарий