Сколько иностранных работников можно принять на работу?

Правовой статус иностранца в РФ

Возможность трудоустройства иностранных граждан зависит от их правового статуса:

  1. Временно пребывающие — самая большая группа. Это иностранцы, которые приезжают в РФ работать, учиться, в гости, с туристическими целями и т.д. Срок их пребывания в РФ определяется сроком действия выданной визы или 90 суток суммарно в течение каждых 180 суток для безвизовиков. Срок пребывания в РФ может быть продлен при наличии оснований.
  2. Временно проживающие — те, кто получил разрешение на временное проживание на три года.
  3. Постоянно проживающие — те, кто получил вид на жительство, их проще всего принять на работу.

Иностранцев можно также разделить на группы по порядку въезда:

  1. Визовый — из Грузии, Туркмении, Литвы, Латвии, Эстонии, США, Канады, Германии, Великобритании, Китая и пр. Для иностранцев из этих стран нужно оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в рамках квоты, приглашение, визу и разрешение на работу.
  2. Безвизовый. Группу можно разделить на две подгруппы. Граждане стран — участников ЕАЭС (Армении, Казахстана, Киргизии, Беларуси) — работают в РФ на основании трудового договора. Граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Украины для работы в РФ обязаны оформить патент и заключить трудовой договор.
  3. Краткосрочный безвизовый по международным соглашениям с отдельными странами, например с Сербией, Израилем, на короткий промежуток времени, если цель поездки — не работа и не учеба. Для работы в РФ они должны оформить документы, указанные в п. 1 (разрешение, визу и т.д.).

Правовой статус и страна, откуда приехал иностранный гражданин, определяют порядок и сроки оформления на работу в России, а также перечень представляемых документов.

  1. Национальный паспорт. В большинстве стран паспорта делаются по единому международному образцу, и в них нетрудно найти сведения о дате и месте рождения, гражданстве и пр. Обращайте внимание на срок действия документа: если паспорт просрочен, вашего работника могут выдворить из страны; если до окончания срока действия паспорта осталось меньше года, иностранцу могут отказать в патенте, разрешении на работу.
  2. Виза. Она нужна тем, кто приезжает из визовых стран. Виза вклеивается в паспорт, в ней должна быть указана цель приезда — работа по найму.

Правительство установило ограничения на привлечение иностранных работников в 2020 году

Правительством установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности на 2020 год.

С текстом Постановления Правительства РФ от 30.09.2019г. № 1271 можно ознакомиться, пройдя по ссылке: pravo.gov.ru

Напомню, что в соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с данными ранее разъяснениями (см. Приказ Минтруда от 24 февраля 2015 г. № 108н), действие Постановления распространяется:

1. На всех иностранных работников, находящихся на территории Российской Федерации;

2. На все хозяйствующие субъекты (организации, ИП), заявившие при государственной регистрации коды видов деятельности, указанные в соответствующем Постановлении Правительства (см. также Решение Верховного суда от 14.01.2016г. № АКПИ15-1315). Такие организации вправе привлекать и использовать иностранных работников при условии соблюдения устанавливаемого процентного соотношения работников-иностранцев к общему числу работников, привлекаемых по трудовым и гражданско-правовым договорам выполнения работ (оказания услуг). То есть не важно, фактически ведет ли деятельность организация по тем кодам ОКВЭД (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), которые были заявлены при ее образовании, если в ее учредительных документах (соответственно в выписке из ФНС) перечисленные выше коды ОКВЭД присутствуют, организация обязана придерживаться устанавливаемой Правительством «процентной ставки» при трудоустройстве иностранных граждан (и вне зависимости от того, какой с мигрантом заключается договор – трудовой или гражданско-правовой).

Важно!

Нарушение установленной Правительством «процентной ставки» влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц – от 45 000 до 50 000, на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 (за каждого иностранца, принятого сверх установленного количества) либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток (см. часть 1 статьи 18.17 КоАП РФ).

Ниже приведены данные о предлагаемых изменениях на 2020 год и ситуации в настоящее время.

1. Вид экономической деятельности: выращивание овощей (код 01.13.1)

Допустимая доля в 2020 году – 50% (для всей территории России)

2. Вид экономической деятельности: торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1)

Допустимая доля в 2020 году – 15%

3. Вид экономической деятельности: строительство (раздел F)

Допустимая доля в 2020 году – 80% (за исключением территорий Республики Бурятия, Республики Дагестан, Амурской области и г. Москвы. Для Республики Дагестан допустимая доля иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в сфере строительства (раздел F), установлена в размере 50 % общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами, для Республики Бурятия, Амурской области и г. Москвы указанные ограничения не действуют).

4. Вид экономической деятельности: торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26)

Допустимая доля в 2020 году – 15%

5. Вид экономической деятельности: торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73)

Допустимая доля в 2020 году – 0%

6. Вид экономической деятельности: торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8)

Допустимая доля в 2020 году – 0%

7. Вид экономической деятельности: торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99)

Допустимая доля в 2020 году – 0%

8. Вид экономической деятельности: деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3)

Допустимая доля в 2020 году – 26%

9. Вид экономической деятельности: деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41)

Допустимая доля в 2020 году – 26%

10. Вид экономической деятельности: деятельность в области спорта прочая (код 93.19)

Допустимая доля в 2020 году – 25%

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по указанным выше кодам видов экономической деятельности до 1 января 2020 г. необходимо привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, является приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства. В соответствии с частью 3 настоящей статьи трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Важно!

Вместе с тем, действие Постановления не распространяется на следующие категории иностранных граждан:

– Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство, поскольку они не являются иностранными работниками в силу закона (см. абзац четырнадцатый пункта 1 статьи 2 ФЗ РФ № 115-ФЗ – иностранные работники – иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а получившие в России разрешение на временное проживание и вид ан жительство иностранцы признаются соответственно временно проживающими и постоянно проживающими), а ограничения касаются только «иностранных работников»;

– Иностранные высококвалифицированные специалисты (ВКС). В соответствии с пунктом 2 статьи 13.2 Закона о правовом положении иностранных граждан действие устанавливаемых Правительством ограничений не распространяется на ВКС и членов их семей;

– Граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана, работающие в России на основании трудовых или гражданско-правовых договоров. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) на территории РФ вправе привлекать указанных граждан к осуществлению трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда. Государства-члены ЕАЭС не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение [1]) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания (см., например, Постановление Волгоградского областного суда от 15.04.2015г. № 7а-385/2015).

Важно!

Таким образом, использовать иностранных граждан для выполнения работ (оказания услуг) возможно в любой сфере экономической деятельности. Для этого необходимо переориентировать службу персонала компании на поиск и подбор иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание (в регионе предполагаемого осуществления ими трудовой деятельности), вид на жительство в Российской Федерации, а также граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Кроме того, поскольку ограничения установлены на привлечение иностранных работников непосредственно организацией, с которой у них заключены трудовые или гражданско-правовые договоры, вполне возможно использование иностранного персонала компании – контрагента в рамках заключенного с такой компанией договора (например, когда речь идет о клининге). Поскольку в данном случае зона ответственности будет перекладываться именно на контрагента, у которого соответствующие коды ОКВЭД в учредительных документах, как правило, отсутствуют.

Читайте также:  В какой суд подавать иск на алименты

[1] Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства установлены статьей 6 Федерального закона от 29.04.2008г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, является приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства. В соответствии с частью 3 настоящей статьи трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Размер квот на прием на работу иностранцев в 2020 году

Ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ № 1271, таковы:

Ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ № 1271, таковы:

Прием на работу иностранных граждан в 2020 году (нюансы)

  • Прием на работу иностранных граждан в 2020 году
  • Прием на работу гражданина Белоруссии в 2020 году
  • Прием на работу иностранных граждан в 2020 году: таблица
  • Итоги

Отдельная категория иностранцев — высококвалифицированные специалисты, чья работа в России будет оплачиваться в размере:

Уведомление о привлечении иностранных работников

Когда, наконец, работодатель проходит все препятствия и успешно берёт на работу иностранного сотрудника, он обязан отправить уведомление о привлечении иностранного работника в территориальный орган ГУВМ МВД (ФМС) и, таким образом, сообщить о факте заключения трудового договора с иностранцем или его расторжения.

Процедура не сложна – работодатель в трехдневный срок составляет и подает в ГУВМ МВД (ФМС) уведомление о привлечении иностранного гражданина на работу по определенной форме. Уведомление можно подать в ГУВМ МВД (ФМС) лично или по почте.

Следует отметить, что подача уведомления о привлечении и использовании иностранных работников – это обязательная процедура для организации, принимающей на работу иностранца, и несоблюдение ее карается штрафом в размере до одного миллиона рублей согласно статье 18.15 КоАП РФ.

Уведомление налоговой о привлечении иностранных работников с 2015 года не требуется.

Важно! Отправлять уведомление о привлечении иностранной рабочей силы в ГУВМ МВД (ФМС) при приеме иностранного гражданина на работу нужно ВСЕГДА, вне зависимости от режима пребывания иностранца на территории РФ и наличия ВНЖ или РВП.

Уведомление налоговой о привлечении иностранных работников с 2015 года не требуется.

Приглашение на въезд иностранных работников в РФ

В целях трудоустройства «визовых» иностранцев работодателю необходимо получить в УВМ МВД приглашение на въезд иностранных работников в РФ для осуществления трудовой деятельности. Данное приглашение необходимо иностранцам, чтобы они смогли получить однократную визу на въезд и выезд из России.

Порядок выдачи приглашений и форма ходатайства о выдаче таких приглашений утв. приказом МВД России от 21.09.2017 № 735. К ходатайству необходимо приложить комплект следующих документов:

  • документ, удостоверяющий личность приглашающей стороны;
  • копию документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина;
  • гарантийное письмо.

Срок предоставления приглашений составляет не более 20 рабочих дней с даты регистрации ходатайства с приложением всех необходимых документов. Если приглашение выдается высококвалифицированному специалисту, срок его оформления не должен превышать 14 рабочих дней.

Госпошлина за выдачу приглашения уплачивается в размере 800 рублей за каждого приглашенного (пп. 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Если ходатайство подается через портал госуслуг, пошлина взимается с учетом коэффициента 0,7 от установленной – в размере 560 рублей за каждого приглашенного.

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения работодатель может направить в УВМ МВД документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Для этого необходимо будет написать заявление и приложить к нему следующие документы:

Документы, которые потребуются для оформления трудового договора с временно пребывающим иностранцем (визовый и безвизовый режим)

Необходимый список документов (ст. 65, ст. 327.3 ТК РФ):

  • паспорт; документ, подтверждающий личность;
  • миграционная карта, для тех, кто приехал в безвизовом порядке и виза, кто въехал в визовом режиме;
  • патент (безвизовый режим) или разрешение на работу (визовый режим);
  • трудовая книжка российского формата;
  • документ, подтверждающий квалификацию и образование. Они должны пройти консульскую легализацию, быть переведены на русский язык, нотариально заверены;
  • полис добровольного медицинского страхования.

Интересно! Работать по патенту или разрешению на работу временно пребывающие иностранцы могут на той территории РФ, где были оформлены им эти документы.

Закон №357-ФЗ от 24.11.14 г. гласит, что все иностранные лица обязаны подтвердить знание законодательных основ РФ, ее истории и русского языка.

Закон №357-ФЗ от 24.11.14 г. гласит, что все иностранные лица обязаны подтвердить знание законодательных основ РФ, ее истории и русского языка.

Государственные взносы

Обязательные взносы рассчитываются в процентном отношении к окладу на основании статуса работника. Страховые отчисления вносятся в Пенсионный (ПФР) и страховой фонд (ФСС), а также Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

При временном проживании в страховой фонд вносится 1,8% от размеров оклада, а в ПФ выплаты осуществляются по тарифу.

Лица, имеющие гражданство Армении, Беларуси и Казахстана, оплачивают все взносы по общему тарифу, установленному для конкретной организации или предприятия.

Что касается налога на доход физических лиц, его размеры также устанавливаются в зависимости от статуса работника:

  • 13% для резидентов, находящихся на территории страны более 183 дней;
  • 30% для нерезидентов, находящихся на территории страны меньше 183 дней;
  • 13% для граждан Армении, Беларуси и Казахстана (отчисления производятся с первых дней трудовой деятельности).

При временном проживании в страховой фонд вносится 1,8% от размеров оклада, а в ПФ выплаты осуществляются по тарифу.

Прием на работу жителей республики Беларусь

Отдельно необходимо упомянуть, что граждане республики Беларусь в трудовых отношениях приравниваются к россиянам, поэтому принимаются на работу на общих условиях. Работодатель – гражданин Российской Федерации, имеет право завести для гражданина республики Беларусь трудовую книжку, если для него это будет первая работа.

Такое положение дел стало возможным во многом благодаря принятому Высшим Советом Сообщества Беларуси и России решению № 4 от 22.06.1996 г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», а также благодаря Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О равных правах граждан» от 25.12.1998 г.


Помимо того, что иностранец должен получить соответствующее разрешение, чтобы быть принятым на работу, предприятие, которое будет его трудоустраивать, также должно обладать необходимыми разрешающими документами:

Каким «безвизовым» можно не беспокоиться

29.05.2014 г. Россия заключила договор о Евразийском экономическом союзе. Подданные стран, входящих в него, могут быть трудоустроены в России без оформления дополнительных разрешений. На сегодняшний день это граждане Армении, Белоруси, Казахстана и Киргизии.

  • неполный пакет документов;
  • истекший срок действия документов;
  • работу с аннулированным патентом (например, за просрочку авансового платежа);
  • не оформленный трудовой договор;
  • отступление от процедуры трудоустройства;
  • работу не по специальности, указанной в разрешительных документах;
  • нарушение охраны труда в отношении мигрантов (как и других работников).

Уведомление о трудовом договоре с иностранцем

Работодатель, после оформления на работу иностранного работника должен сообщить об этом в территориальное отделение ГУ МВД РФ по вопросам миграции. Причем уведомление направляется по всем работникам, независимо от того, получал ли он разрешение на работу или патент. Для этого заполняется специальная форма уведомления и направляется в ведомство. Срок для отправки такого уведомления составляет 3 рабочих дня с даты приема на работу иностранного работника. Уведомление направляется и в случае увольнения иностранца. Сроки для уведомления ГУ МВД РФ по вопросам миграции те же, что и при трудоустройстве, то есть 3 рабочих дня.

Работодатель имеет право представить уведомление, обратившись лично, либо отправив его заказным письмом. Также уведомление можно направить в электронном виде, используя портал «Госуслуги».

Другие органы уведомлять о приеме иностранного работника не потребуется, МВД самостоятельно направит сведения в налоговую и службу занятости (читайте также статью ⇒ Уведомление о приеме на работу иностранца. Образец уведомления).

Работодатель должен учитывать, что штраф будет начисляться по каждому работнику, по которому не были представлены сведения.

Что обязательно должен сделать иностранный гражданин в случае трудоустройства по патенту

А это к частому вопросу о том, обязательно ли нужно работать официально, если есть патент. В законе говорится, что иностранец после получения документа должен явиться в миграционное отделение и принести копию своего трудового контракта. Сделать это можно и без личного присутствия, отправив копию документа по почте заказным письмом (часть 7 статьи 13.3 ФЗ-115 «О правовом положении…»). Но сами миграционные органы рекомендуют приносить копию лично.

При этом закон торопит иностранцев с поиском работы. Предоставить копию трудового или гражданско-правового договора нужно в течение двух месяцев со дня, когда был выдан трудовой документ. В случае, если гражданин не укладывается в этот срок, патент могут аннулировать согласно части 22 статьи 13.3 ФЗ-115.

Вот основные правила подачи уведомления по патенту:

Работать намерен визовый мигрант

Если работодатель планирует взять на работу человека, чей въезд в Россию произошел на основании визы, ему нужно совершить определенные процедурные шаги.

  1. Заявка в службу занятости о том, что работодателю требуются дополнительные специалисты. Это нужно для государственного подтверждения целесообразности принятия на работу не-россиянина.
  2. Ходатайство в миграционную службу о выдаче разрешения привлечь иностранного сотрудника.
  3. Уплата государственной пошлины (в 2016 году ее сумма составляла 10 тыс. руб. на каждого принимаемого иноземца).
  4. Подача в МВД (ранее – в ФМС РФ) просьбу о выдаче приглашения для будущего работника с уплатой пошлины за эту процедуру (800 руб.)
  5. Получение приглашения в течение 2 декад после подачи ходатайства.
  6. Оформление разрешения на работу на определенный срок. Для этого нужен целый пакет документов:
  • заявление;
  • фото будущего сотрудника;
  • копия его загранпаспорта.
Читайте также:  Жалоба в ГИБДД на действия должностных лиц

На этом этапе еще раз придется раскошелиться на госпошлину – стоимость данной услуги 3500 руб.

  1. По прибытии работника из другой страны нужно уведомить миграционную службу в течение 3 дней.
  2. Заключение с новым сотрудником трудового договора.

«Предпатентный» пакет документов:

Получение разрешения на прием на работу иностранных граждан в 2020 году

На сегодняшний день прием гражданина другого государства на работу для преимущественного большинства предпринимателей является нормой. Однако в данном вопросе существуют некоторые особенности, быть осведомленным в которых должен каждый наниматель при трудоустройстве иностранца, в частности – какое значение в этом процессе имеет разрешение на прием на работу иностранных граждан (2020 год).

  • 1 Категории работников-иностранцев
  • 2 Что надо учитывать при оформлении на работу мигрантов
    • 2.1 Трудоустройство временно и постоянно проживающих
    • 2.2 Трудоустройство временно пребывающих
    • 2.3 Трудоустройство высококвалифицированных иностранцев
    • 2.4 Трудоустройство иностранных студентов
  • 3 Новые требования к работникам-иностранцам
  • 4 Как иностранцу получить разрешение на работу в 2020 году
  • 5 Продление разрешительного документа
  • 6 Принятие на работу иностранных граждан: Видео


Постановлением № 1359 от 12.12.2015 эта квота на 2016 год определена на уровне 213 929 человек, что на 22,4% меньше, чем в предыдущем году.

Прием на работу «безвизовых» иностранцев от А до Я

Иностранная рабочая сила пользуется популярностью среди российских работодателей, особенно в крупных городах. В силу особого статуса этой категории сотрудников их прием на работу проходит с соблюдением особых правил, установленных законодательством. Значение имеют многие факторы, в частности, нужна ли такому иностранцу виза для въезда в Россию. А для граждан Белоруссии, Украины и Казахстана и вовсе введен отдельный, упрощенный порядок оформления трудовых отношений. Итак, разбираемся в тонкостях трудоустройства «безвизовых» иностранных работников.

Как правило, основные вопросы работодателей связаны с оформлением трудовых отношений с иностранными гражданами, имеющими статус временно пребывающих на территории РФ. Это те иностранцы, которые не имеют вида на жительство, а также разрешения на временное проживание в России (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — Закон № 115-ФЗ). В настоящей статье мы остановимся на порядке оформления трудовых отношений с временно пребывающими на территории РФ иностранцами, которым для въезда в РФ не требуется получать визу. Напомним, что безвизовый въезд в Россию установлен для всех граждан, прибывающих из стран СНГ (за исключением Туркменистана).

Организациям и индивидуальным предпринимателям, планирующим принять в штат иностранцев, необходимо знать основные правила привлечения к трудовой деятельности данной категории работников, поскольку размер административных штрафов, установленных за незаконное привлечение к работе иностранцев, весьма существенен (ст. 18.15—18.17, 18.19 ­КоАП РФ).

Разрешение на работу — условие трудоустройства иностранца в России

Прием на работу иностранных работников, которым не требуется виза для въезда на территорию России, происходит по тем же правилам, которые установлены для оформления трудовых отношений с российскими гражданами, но с некоторыми особенностями. Законом определены дополнительные обязанности работодателей, принимающих в штат иностранцев, однако большая их часть осуществляется уже после приема нового сотрудника на работу.

В общих чертах алгоритм прие­ма на работу «безвизового» иностранца состоит из восьми этапов.

1. Проверить наличие у иностранца разрешения на работу.

Это разрешение работник получает самостоятельно. Работодателю необходимо обратить внимание на указанный в разрешении субъект осуществления трудовой деятельности, а также профессию иностранца. Актуальная форма разрешения на работу утверждена приказом ФМС России от 19.02.2014 № 97.

В случае приема на работу иностранца, у которого нет разрешения на работу, работодатель может быть привлечен к административной ответственности на основании п. 2 ст. 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере:

■ от 25 000 до 50 000 руб. — для должностных лиц;

■ от 250 000 до 800 000 руб. — для организаций. Возможно также административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Заметим, что работодатель, принимающий на работу «безвизовых» иностранцев, не должен получать разрешение на привлечение иностранных работников (подп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона № ­115-ФЗ).

2. Направить работника на предварительный медицинский осмотр, если работник входит в категорию лиц, подлежащих такому медосмотру.

3. Предоставить работнику для ознакомления правила внут­реннего трудового распорядка, коллективный договор (если имеется) и иные локальные нормативные акты, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника (ст. 68 ТК РФ).

Ознакомиться с этими докумен­тами работник должен под роспись и обязательно до подписания трудового договора.

4. Заключить трудовой договор­ с работником в письменной ­форме.

Как правило, работодатели заключают с иностранными работниками срочные трудовые договоры, и это вполне логично, поскольку у работника имеется выданное на определенный срок разрешение на работу. Зачастую срок трудового договора ограничивается именно тем сроком, который установлен в разрешении на работу. В обоснование заключения срочного трудового догово­ра работодатель в трудовом договоре делает ссылку на срок действия разрешения на работу. Эту позицию поддерживают некоторые суды. Например, Московский городской суд указал, что с иностранными гражданами, временно пребывающими в РФ, не могут заключаться трудовые договоры на неопределенный срок, поскольку сроком ограничены как пребывание иностранных граждан на территории РФ, так и срок действия выдаваемого им разрешения на работу. Ограничение срока трудовых отношений с работниками-иностранцами обусловлено и сроком действия разрешения на привлечение иностранных работников, выдаваемого работодателю, которое составляет, как правило, один год (Определение СК по гражданским делам Московского городского округа от 15.07.2010 № 33-21152).

Однако с этим выводом не согласен Роструд. Он разъясняет, что в силу п. 2 ст. 58 ТК РФ случаи, когда заключение срочного трудового договора обязательно, предусмотрены ст. 59 ТК РФ. Среди них отсутствует случай заключения трудового догово­ра с иностранным гражданином. Кроме того, Закон № ­115-ФЗ не обязывает работодателя заключать с иностранным работником трудовой до­говор только на срок действия его разрешения на работу. Поэтому, по мнению Роструда, трудовой договор с временно пребываю­щим в Российской Федерации иностранным работником может быть заключен на неопределенный срок (письмо Роструда от 23.10.2013 № ПГ/9509-6-1). С такой позицией согласна и Федеральная миграционная служба (письмо ФМС России от 22.10.2013 № МС-3/46033).

Нам представляется, что заключать срочный трудовой договор с иностранцем по основаниям, не указанным в ТК РФ, все же не в интересах работодателя. При проверке трудовой инспекцией соблюдения работодателем норм трудового законодательства, если в обос­нование заключения срочного трудового договора с иностранцем будет значиться срок действия разрешения на работу, работодатель может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение норм трудового законодательства на основании ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому в ­тексте срочного трудового договора в качестве основания его заключения на определенный срок безопаснее будет указывать только условия, названные в ст. 59 ТК РФ.

5. Издать приказ о приеме работника на работу и ознакомить с ним работника под роспись.

6. Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку работника.

Правила оформления и ведения трудовых книжек распространяются как на граждан РФ, так и на иностранцев (ст. 11 ТК РФ). Сейчас на территории России имеются две формы трудовых книжек, обладающие одинаковой силой: образца 1974 г. (выданные в странах бывшего ­СССР), и 2004 г. Поэтому если на работу принимается иностранный гражданин из стран бывшего ­СССР (Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдавия и т.п.) и предъявляет трудовую книжку старого образца, то сведения о приеме на работу нужно вносить в нее.

Если же представлена трудовая книжка по иной, не утвержденной в РФ, форме, то работнику нужно выдать новую трудовую книжку российского утвержденного образца. Эта книжка ведется с «нуля», то есть никаких записей о предыдущем трудовом стаже работника в другом государстве не производится. Это правило распространяется и на граждан Республики Беларусь (письма Роструда от 20.01.2014 № ПГ/13372-6-1, от 15.06.2005 № 908-6-1).

Вносить какие-либо записи в трудовую книжку иностранного образца, а также делать в российскую трудовую книжку записи о трудовом стаже на основании иностранной книжки нельзя.

7. Завести личную карточку на работника. В ней работник проставляет свою роспись в подтверждение того, что он ознакомлен с записью в трудовой книжке.

8. Ознакомить работника под роспись с документами, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

После приема иностранца в штат обязанностей прибавится

Дополнительные обязанности возникают у работодателя и пос­ле заключения трудового до­говора с иностранцем.

Так, работодатели обязаны уведомить территориальный орган ФМС России и территориальный орган службы занятости населения о заключении трудового договора. Эта обязанность установлена п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней с даты заключения трудового договора. Уведомление оформляется по форме, утвержденной приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 (далее — Приказ № 147).

Читайте также:  Как вернуть страховку по автокредиту?

Уведомление можно представить непосредственно в соответствующий госорган или направить по почте. Если работодатель решит направить уведомление по почте, необходимо каждое уведомление составить в двух экземплярах. Из них один экземпляр будет отправлен в соответствующий орган, а второй останется на хранении на почте (п. 6 приложения № 6 к Приказу № 147).

За несоблюдение этой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности, установленной п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Для должностных лиц размер штрафа за данное правонарушение составляет от 35 000 до 50 000 руб., а для организаций — от 400 000 до 800 000 руб. Предусмотрено также административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Кроме того, работодателю необходимо уведомить территориальное отделение ФМС о прибытии иностранного гражданина. Эта обязанность возлагается на работодателя, если он является принимающей стороной по отношению к иностранному работнику. Уведомить миграционную службу необходимо в течение семи рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания (подп. 2 п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», далее — Закон № 109-ФЗ). Форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287.

Еще одно уведомление нужно направить в налоговый орган. Отметим, что вопрос о необходимости уведомления налогового органа при заключении трудового договора с «безвизовым» иностранцем на сегодняшний день не имеет однозначного ответа. Дело в том, что эта обязанность предусмотрена подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, устанавливающей правила оформления приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности. Из названия этой статьи можно сделать вывод, что обязанность по уведомлению налогового органа распространяется только на те организации, которые заключают трудовые договоры с «визовыми» иностранцами.

На ошибочность этой позиции указал Верховный суд РФ. Он разъяснил, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в РФ. В этой связи за неуведомление налогового органа работодатель может быть привлечен к административной ответственности, установленной п. 3 ст. 18.15 Закона № 115-ФЗ.

В то же время Высший арбит­ражный суд РФ придерживается противоположного мнения: обязанность по уведомлению налогового органа работодатель должен исполнять только в отношении иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, требующем получения визы. Соответственно, организация, не уведомившая налоговый орган о заключении трудового договора с «безвизовым» работником, не может быть привлечена к административной ответственности. Именно этой позицией руководствуются и иные арбит­ражные суды (постановления Тринадцатого ААС от 19.03.2014 № 13АП-2280/14, Восьмого ААС от 18.06.2010 № 08АП-3715/2010). По нашему мнению, с учетом сложившейся арбитражной практики работодатели, принимающие на работу «безвизовых» иностранцев, могут не уведомлять об этом налоговый орган. Если же организация хочет перестраховаться, то такое уведомление можно направить в налоговую инспекцию в десятидневный срок со дня заключения трудового договора.

При трудоустройстве иностранца необходимо соблюдать некоторые ограничения

При приеме на работу иностранного сотрудника работодатель обязан соблюдать установленные ограничения и запреты для привлечения к трудовой деятельности таких работников. В частности, иностранцы не могут трудиться в России до достижения возраста 18 лет (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Они также не могут быть приняты на государственную, муниципальную и военную службу (ст. 14, 15 Закона № 115-ФЗ).

Ежегодно Правительство РФ утверждает перечни видов дея­тельности в сфере розничной торговли и спорта, для которых установлен запрет или ограничение использования иностранной рабочей силы. В 2014 г. установлен запрет на привлечение иностранных работников для осуществления:

■ розничной торговли фармацевтическими товарами (код ­ОКВЭД 52.31);

■ розничной торговли в палатках и на рынках (код ­ОКВЭД 52.62);

■ прочей розничной торговли вне магазинов (код ­ОКВЭД 52.63).

Для розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво (код ­ОКВЭД 52.25.1), разрешено привлекать иностранных работников, но не более 15% от общей численности работников организации (индивидуального предпринимателя) — работодателя. Для прочей деятельности в области спорта (код ­ОКВЭД 92.62) доля иностранных работников не может превышать 25% общей численности работников работодателя (постановление Правительства РФ от 19.12.2013 № 1191).

Необходимо также учитывать, что иностранный работник может осуществлять трудовую деятельность только в том субъекте, в котором выдано разрешение на работу, а также только по той профессии, которая указана в разрешении (п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Из этого правила существуют исключения, и все они перечислены в приказе Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н.

С 1 июня 2015 г. иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, которая непосредственно связана с управлением транспортными средствами, будут допускаться к управлению ими только при наличии российского нацио­нального водительского удостоверения (п. 12, 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безо­пасности дорожного движения» в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № ­92-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 02.11.2013 № 285-ФЗ).

Для сотрудников из Белоруссии, Украины и Казахстана установлены особые правила

Граждане Республики Беларусь довольно продолжительное время пользуются такими же правами в сфере трудовой деятельнос­ти, что и российские граждане (п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»). Эти права подтверждены Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном (далее — Соглашение, ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 № 186-ФЗ).

Граждане Беларуси не должны получать разрешение на работу в России; заключить трудовой договор с гражданином Беларуси можно, если он достиг 16-летнего (а не 18-летнего) возраста (ст. 63 ТК РФ). Кроме того, нет необходимости уведомлять территориальные органы ФМС России и службу занятости о заключении трудового договора с белорусскими гражданами. Граждане Белоруссии свободны в выборе субъекта РФ для осуществления трудовой дея­тельности.

В соответствии с Соглашением 2010 г. процедура приема на работу граждан Республики Казахстан с 1 января 2012 г. также упростилась, хотя и не в такой степени, как для граждан Белоруссии. И если к тому, что белорусские работники пользуются равными правами с российскими гражданами, работодатели уже давно привыкли, то введение упрощенного порядка приема на работу граждан Казахстана для многих работодателей является новостью.

Итак, гражданам Казахстана не требуется получать разрешение на работу на территории РФ (ст. 2 Соглашения). Для заключения трудового договора гражданин Казахстана представляет работодателю документы, предусмотренные ТК РФ, а также документы, подтверждающие законность нахождения трудящегося-мигранта на территории государства трудо­устройства (ст. 4 Соглашения). Законность нахождения на территории РФ можно подтвердить миграционной картой (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Граждане Республики Казахстан, как и другие иностранные работники, подлежат постановке на миграционный учет (ст. 7 Закона № 109-ФЗ). И единственное требование, которое должен выполнить российский работодатель, — уведомить территориальный орган ФМС России о прибытии работника к мес­ту пребывания, но обязанность эта возникает только в том случае, если работодатель является принимающей стороной. Необходимость исполнения этого требования объясняется тем, что данная обязанность установлена миграционным, а не трудовым законодательством. Причем трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в органах ФМС России в течение 30 суток с даты въезда на территорию России.

При приеме на работу граждан Украины необходимо руководствоваться общими правилами, установленными для оформления трудовых отношений с «безвизовыми» иностранцами, поскольку соглашения между Россией и Украиной по поводу установления специальных правил трудоустройства граждан нет. Однако происходящие на Украине события привели к тому, что значительное число украинских граждан покинуло свою страну, и это отразилось и на российском законодательстве.

С 16 мая 2014 г. действуют упрощенные правила приема на работу иностранцев, получивших временное убежище на территории Российской Федерации, до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища (подп. 12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Такие иностранцы не должны получать разрешение на работу, на них не распространяется минимальный 18-летний возраст приема на работу. Заключать трудовой договор с такими иностранными работниками можно по достижении ими 16 лет.

Факт предоставления лицу временного убежища подтверждается свидетельством, форма которого утверждена приказом ФМС России от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории РФ, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

В соответствии с Соглашением 2010 г. процедура приема на работу граждан Республики Казахстан с 1 января 2012 г. также упростилась, хотя и не в такой степени, как для граждан Белоруссии. И если к тому, что белорусские работники пользуются равными правами с российскими гражданами, работодатели уже давно привыкли, то введение упрощенного порядка приема на работу граждан Казахстана для многих работодателей является новостью.

Добавить комментарий