Поправки в закон об ОСАГО

Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 161-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Принят Государственной Думой 13 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 20 мая 2020 года

Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; 2011, N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 31, ст. 4319, 4320; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 26, ст. 3883; 2017, N 14, ст. 2008; 2018, N 1, ст. 32; N 24, ст. 3400; N 32, ст. 5076; 2019, N 18, ст. 2212; N 23, ст. 2905; Российская газета, 2020, 29 апреля) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 8 слово “определяются” заменить словом “применяются”;

2) статью 9 изложить в следующей редакции:

“Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов

1. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) устанавливаются Банком России в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей транспортного средства, собственника транспортного средства (физическое или юридическое лицо), а также от назначения и (или) цели использования транспортного средства (транспортное средство специального назначения, транспортное средство оперативных служб, транспортное средство, используемое для бытовых и семейных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности (такси).

2. В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, в качестве которых могут применяться:

а) назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц, либо назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (в случае заключения договора обязательного страхования в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами в полном объеме или со дня окончания срока уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), следующим лицам:

водителям, указываемым в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, – в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями;

страхователю по заключаемому договору обязательного страхования – в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями;

б) неоднократное в течение года, предшествующего дате заключения договора обязательного страхования, привлечение лиц, указанных в абзацах втором и третьем подпункта “а” настоящего пункта, к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час или за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения (за исключением случаев фиксации данных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, а также случаев, если данные правонарушения сопровождались наступлением страхового случая, учитываемого при определении коэффициента страховых тарифов, предусмотренного подпунктом “б” пункта 3 настоящей статьи);

в) наличие в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему в случае, если страхователем является юридическое лицо;

г) иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

3. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются Банком России в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц – по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, иного обособленного подразделения;

б) количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования по фактам наступления гражданской ответственности следующих лиц:

водителей, указываемых в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, – в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями;

страхователя по заключаемому договору обязательного страхования – в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, а в случае, если страхователем является юридическое лицо, с учетом численности парка транспортных средств, в отношении которых заключаются договоры обязательного страхования;

в) технических характеристик транспортных средств;

г) отсутствия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, а при наличии такого условия – характеристик (навыков) допущенных к управлению транспортным средством водителей (стажа управления транспортными средствами, соответствующими по категории транспортному средству, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, возраста водителя);

д) срока действия договора обязательного страхования, сезонного и иного временного использования транспортного средства;

е) иных обстоятельств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

4. Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать максимальное значение базовой ставки страховых тарифов, установленное Банком России для соответствующего транспортного средства, скорректированное с учетом коэффициентов страховых тарифов, установленных в соответствии с подпунктами “а” – “д” пункта 3 настоящей статьи.

5. Факторы, применяемые страховщиком при установлении значений базовых ставок страховых тарифов, указываются им в методике расчета страховых тарифов, утвержденной в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации”.

6. Страховщики на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” обеспечивают возможность расчета страхователем страховой премии по договору обязательного страхования, а также размещают информацию о факторах, применяемых ими при установлении значений базовых ставок страховых тарифов.

7. Банк России устанавливает перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов, а также осуществляет контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования.”;

3) пункт 13 статьи 12 дополнить абзацем следующего содержания:

“В случае самостоятельной организации проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков потерпевший обязан в соответствии с правилами обязательного страхования в срок не позднее чем за три дня до ее проведения проинформировать страховщика о месте, дате и времени проведения указанных независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) для обеспечения возможности присутствия страховщика при ее проведении.”;

4) в подпункте “в” пункта 3 статьи 15 слова “выписка из единого государственного реестра юридических лиц о государственной регистрации юридического лица” заменить словами “свидетельство о постановке на учет в налоговом органе”;

5) в пункте 1 статьи 16:

а) в абзаце втором слова “, находящихся в собственности или во владении граждан,” исключить;

б) абзац третий признать утратившим силу;

в) в абзаце четвертом слова “применением коэффициентов, предусмотренных страховыми тарифами и учитывающих водительский стаж, возраст и иные персональные данные водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования (пункт 2 статьи 9 настоящего Федерального закона)” заменить словами “применением факторов и коэффициентов, учитывающих водительский стаж, возраст и иные данные, характеризующие водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период использования транспортного средства (пункты 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона)”;

6) пункт 4 статьи 16.1 изложить в следующей редакции:

“4. При несоблюдении срока возврата страховой премии или ее части в случае досрочного прекращения договора обязательного страхования в соответствии с пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона страховщик уплачивает страхователю – физическому лицу неустойку (пеню) в размере одного процента от подлежащей возврату страховой премии или ее части за каждый день просрочки, но не более размера подлежащей возврату страховой премии или ее части.”;

а) абзац второй пункта 1 дополнить словами “, а также сведения о привлечении владельцев транспортных средств к административной или уголовной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения, необходимые для установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов в соответствии с подпунктом “а” пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона”;

б) в абзаце первом пункта 3 после слов “в виде электронного документа,” дополнить словами “проверки достоверности представленных при этом сведений,”, слова “предусмотренного подпунктом “б” пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона” заменить словами “предусмотренного подпунктом “б” пункта 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов в соответствии с подпунктом “а” пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона”;

в) в подпункте “в” пункта 3.1 слова “пункта 2” заменить словами “пункта 3”.

Приостановить до 30 сентября 2020 года включительно действие подпункта “и” пункта 1 статьи 14 и подпункта “е” пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2007, N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 27, ст. 3881; N 49, ст. 7040; 2012, N 31, ст. 4319, 4320; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4084, 4224; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 26, ст. 3883; 2017, N 14, ст. 2008; 2019, N 18, ст. 2212; N 23, ст. 2905; Российская газета, 2020, 29 апреля).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Положения Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных после дня вступления в силу статьи 1 настоящего Федерального закона.

4. Положения статьи 2 настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникшим при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с 1 марта 2020 года.

5. В период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года включительно договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств может быть заключен без представления диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (далее – диагностическая карта), либо свидетельства о прохождении технического осмотра в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин (далее – свидетельство о прохождении технического осмотра). При этом страхователь обязан не позднее одного месяца со дня отмены принятых органами государственной власти на территории преимущественного использования транспортного средства ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, но не позднее 31 октября 2020 года представить страховщику диагностическую карту либо свидетельство о прохождении технического осмотра (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом “е” пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, если не требуется представления диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра).

6. В случае, если по истечении одного месяца со дня отмены ограничительных мер, указанных в части 5 настоящей статьи, по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенному без представления диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра, произошел страховой случай и страхователем страховщику не представлены диагностическая карта либо свидетельство о прохождении технического осмотра, к страховщику, осуществившему страховое возмещение по такому договору, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения.

7. Правительство Российской Федерации вправе продлить указанные в статье 2 настоящего Федерального закона и части 5 настоящей статьи сроки, но не более чем на девяносто дней.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

25 мая 2020 года

2. Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Изменения в ОСАГО от 25 мая 2020 года: что изменилось и когда вступает в силу

На прошлой неделе, 25 мая, был утвержден Федеральный закон № 161 о внесении изменений в закон об ОСАГО. Часть новых правил начала действовать сразу, часть вступит в силу через 90 дней с момента утверждения. Давайте разберемся, что изменилось и что еще изменится в правилах страхования автомобилей.

С 25 мая начала действовать статья 2 принятого закона. Она вносит два ключевых изменения.

  1. До 30 сентября для приобретения полиса ОСАГО не нужно предъявлять диагностическую карту. Это позволяет заключать договор страхования онлайн без посещения офисов страховой компании и станции технического осмотра. Однако техосмотр проходить все равно придется: закон поясняет, что страхователь обязан не позднее одного месяца со дня отмены в регионе ограничительных мер (режима самоизоляции), но не позднее 31 октября 2020 года представить страховщику диагностическую карту либо свидетельство о прохождении технического осмотра. То есть прохождение техосмотра просто отложили до нормализации эпидемиологической обстановки. Более того, если автомобиль не застраховать в указанный выше срок не позднее одного месяца с даты отмены режима самоизоляции, то в случае ДТП по вине водителя без техосмотра страховщик имеет право взыскать с него компенсацию выплат потерпевшему по статье 14 закона об ОСАГО о регрессном требовании страховщика.
  2. До 30 сентября отменено право страховщиков на регрессное требование в случае ДТП к страхователям такси, автобусов и грузовиков, у которых на момент ДТП истекла диагностическая карта. Частных владельцев легковых автомобилей это не касается: подпункт «и» все равно распространяется только на владельцев такси, автобусов и грузовиков. А о том, в каких случаях страховая может требовать компенсации с обычного водителя, мы рассказывали в отдельном материале.

Прочие нововведения, о которых мы поговорим ниже, вступают в силу через 90 дней после опубликования нового закона – с 24 августа 2020 года.

В августе вступят в силу изменения, касающиеся тарифов ОСАГО, – произойдет та самая либерализация тарифов, которую так давно обсуждали. Факторов, влияющих на базовые ставки тарифов, станет больше, а коэффициенты, понижающие или повышающие итоговую стоимость, изменятся.

Базовые ставки тарифов для частных лиц будут зависеть от следующих дополнительных факторов, касающихся водителей:

  • административное или уголовное наказание за пьяную езду;
  • наказание за отказ от медицинского освидетельствования;
  • наказание за оставление места ДТП;
  • наказание за ДТП с пострадавшими или погибшими;
  • неоднократное наказание за проезд на красный свет;
  • неоднократное наказание за превышение скорости более чем на 60 км/ч;
  • неоднократное наказание за выезд на встречную полосу;
  • иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.
Читайте также:  Правила безопасности начисления и уплаты НДФЛ

Неоднократные нарушения учитываются за полный год, предшествующий дате заключения договора, – то есть, если лихач остепенится и перестанет нарушать, ставка ОСАГО в следующем году снизится. А вот «иные факторы», пока крайне размыто обозначенные в законе, будут определены Банком России ближе к дате вступления поправок в силу.

Отдельные коэффициенты, применяемые сейчас, уйдут в прошлое: например, возможность управления автомобилем с прицепом больше не включена в список. В остальном ключевые коэффициенты на первый взгляд кажутся практически теми же:

  • территория использования, определяемая по месту прописки;
  • количество страховых выплат за ДТП, совершенные в прошлые годы страхователем или водителями, вписанными в полис (так называемый КБМ);
  • технические характеристики автомобиля;
  • ограничение по числу лиц, допущенных к управлению автомобилем (ограниченная или неограниченная страховка);
  • срок действия полиса ОСАГО (сюда же включили сезонное использование автомобиля);
  • иных обстоятельств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

На практике коэффициенты еще могут быть скорректированы: к примеру, возраст и стаж водителей в качестве коэффициентов по-прежнему не упомянуты, и их могут убрать из «иных обстоятельств». А вот сами эти «иные обстоятельства» тоже будут окончательно сформированы Банком России позднее, до конца лета.

Потерпевших в ДТП обязали информировать страховщика о месте, дате и времени независимой экспертизы, которую они организовывают в случае, если сам страховщик не организовывает ее в установленные законом пять рабочих дней со дня поступления заявления.

Оформление электронного полиса ОСАГО с участием посредников теперь официально включено в подпункт «ф» пункта 1 статьи 26 закона об ОСАГО: они обеспечивают «обмен информацией между страхователем и страховщиком при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа».

А еще с конца апреля МВД будет передавать страховщикам данные о нарушениях водителей, влияющих на размеры базовых ставок страховых тарифов – то есть утаить от страховщика штрафы не получится.

В завершение отметим, что некоторые грядущие изменения еще не конкретизированы: неясно, какие «иные факторы» будут влиять на базовые ставки и применяться в качестве коэффициентов. Поэтому мы вернемся к вопросу, когда Банк России сформирует четкий список, и окончательно разберемся с тем, от чего будет зависеть стоимость полиса ОСАГО с конца лета.

Прочие нововведения, о которых мы поговорим ниже, вступают в силу через 90 дней после опубликования нового закона – с 24 августа 2020 года.

Закон об ОСАГО 2020 новая редакция

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

ОСАГО-2020: автомобилистов ждут большие изменения

Грубые нарушения ПДД обернутся для водителей повышением стоимости полиса ОСАГО. Соответствующие поправки уже подписаны президентом и официально опубликованы. Новые нормы вступят в силу ровно через 90 дней. Отныне тариф на ОСАГО будет формироваться с учетом штрафов и грубых нарушений, страховщики уже получили доступ к соответствующим базам ГИБДД.

Персональные тарифы в автогражданке прорабатываются больше года, и новые меры по привязке цены полиса к нарушениям водителей вводятся согласно ранее одобренному проекту. Следующим шагом может стать введение телематического отслеживания манеры езды водителя и привязка этого фактора к тарифу. Мы пообщались с экспертами и узнали, как новые поправки в закон об ОСАГО повлияют на его базовую стоимость для всех водителей и насколько расширятся полномочия страховых компаний по формированию цены.

Грубых нарушений, влияющих на размер тарифа по ОСАГО, несколько. Это вождение в состоянии алкогольного опьянения, отказ от медицинского освидетельствования, сокрытие с места ДТП. Данные обстоятельства учитываются страховщиками при заключении договора ОСАГО в течение года по окончании срока наказания.

Повышать цену полиса будут также за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу и превышение скорости более чем на 60 км/ч. При этом такие нарушения могут учитываться только в том случае, если они зафиксированы лично инспекторами ГИБДД, а также если эти нарушения еще не повлияли на наступление страхового случая и ухудшение коэффициента бонус/малус.

При этом, если в полис ОСАГО вписаны несколько водителей, один из которых нарушает, цена будет максимальная по тарифу водителя-нарушителя. Для аккуратных автомобилистов в этом случае индивидуализация и скидки никак не учитываются. С точки зрения рисков страховой выгоднее выставить максимальный тариф из-за наиболее рискового водителя, обнуляя все возможности справедливого рассмотрения цены для аккуратных водителей, которые вписаны в один полис с нарушителем.

Как рассказали корреспонденту Autonews.ru в Российском союзе автостраховщиков, вся структура реформы выстраивалась таким образом, чтобы безаварийные и аккуратные водители платили меньше, а неаккуратные и аварийные — больше. По задумке, все изменения должны происходить внутри общей массы сборов, которая в среднем останется на том же уровне.

«Этот принцип был заложен и в предыдущем этапе реформы — предполагалось, что тариф снизится на 1–1,5%, но он понизился на 5%. Однако сегодня дополнительной вводной к уравнению цены стало усиление кризисных факторов, падение национальной валюты, а многие детали и лакокрасочные материалы для ремонта по ОСАГО поставляются из-за рубежа. Что в конечном счете перевесит — более широкие возможности конкурировать или указанные факторы, — покажет время. Мы прогнозируем общее изменение в ту или иную сторону в рамках погрешности в несколько процентов», — пояснил начальник управления методологии РСА Андрей Спиров.

Сегодня страховые компании заявляют о критической убыточности ОСАГО. По данным РСА, за период с января по апрель 2020 года цена полиса снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,2%, а средняя стоимость осталась прежней — 5408 рублей. При этом средняя выплата выросла на 4,7%. Новые поправки позволяют страховщикам устанавливать тариф с большей выгодой для себя.

Новые поправки также предусматривают возможность варьировать базовый тариф от иных обстоятельств, влияющих на вероятность наступления страхового случая и потенциальный размер вреда. И только Банк России может запретить страховым учитывать те или иные факторы.

«Речь идет о том, что, помимо закона, Банк России может выпустить ограничения, которые введут перечень рисков, которые не могут быть учтены для оценки риска.

В качестве примера можем предположить, что это могут быть такие факторы, как, например, раса, вероисповедание и так далее. Еще на заре реформы ОСАГО шла речь о некоем эквиваленте «коэффициента страховщика», который бы мог влиять на ценообразование», — объяснил корреспонденту Autonews.ru Андрей Спиров.

Например, многие страховщики при страховании по каско используют фактор «наличие у страхователя детей». Существуют расчеты, которые доказывают, что водители с детьми водят более аккуратно и реже попадают в аварии. Или, например, фактор «цвет автомобиля». Считается, что владельцы автомобилей красного цвета ведут себя более агрессивно на дороге. По словам страховщика, в каско уже накоплен опыт индивидуального ценообразования, каждая компания сможет опираться на этот опыт и на критерии, которые в ее практике в большей степени сказываются на убыточности.

«Таким образом, страховщики могут применять тариф еще более индивидуально. Сейчас для всех жителей определенной территории страховщик устанавливает единую базовую ставку страхового тарифа для всех клиентов. С помощь данного пункта страховщик сможет разделить страхователей на тех, кто с более низкой вероятностью попадет в ДТП, и им базовую ставку уменьшить, и тех, кто более вероятно попадет в ДТП, и им, наоборот, ее повысить. Это основной принцип индивидуализации тарифов: аккуратный водитель должен платить меньше, а неаккуратный — больше», — пояснил эксперт РСА.

Еще одним важным изменением является возможность до 30 сентября 2020 года заключать договор ОСАГО без диагностической карты. Данная поправка появилась из-за объективно сложившейся в связи с пандемией коронавируса обстановки: многие предприятия приостановили работу и доступность услуги по техосмотру снизилась. После отмены режима самоизоляции водитель обязан провести техосмотр и предоставить в страховую диагностическую карту в течение 30 дней. Данное требование не распространяется на владельцев новых транспортных средств.

Если автовладелец не выполнит это требование, то в случае, если страховщиком будет осуществлена выплата, ее взыщут с водителя. «Мы рекомендуем автовладельцам, которые заключили договор ОСАГО без представления диагностической карты (если она требовалась), обязательно пройти техосмотр в течение 30 дней после окончания режима повышенной готовности во избежание неприятных последствий», — подчеркнул глава РСА Игорь Юргенс. В части положений, связанных с диагностической картой, поправки уже вступили в силу, тогда как остальные нововведения заработают через 90 дней.

После того как вторая волна поправок заработает, страховые компании и законодатели начнут прорабатывать третью часть поправок в закон об ОСАГО по персонализации тарифов, включая п. 3 ст. 9 закона. Речь идет о системах телематики в расчете тарифов автогражданки — слежении за манерой вождения с помощью специальных датчиков.

«Это позволит точно определять манеру вождения и вероятность наступления ДТП по вине конкретного водителя, а значит, и точно определить его тариф. В некоторых европейских странах телематические данные имеют приоритет при рассмотрении дела в суде. Уверен, что это не последние изменения в законе об ОСАГО, которые приближают рынок к полной индивидуализации тарифов в зависимости от стиля вождения страхователя», — рассказал в беседе с корреспондентом Autonews.ru генеральный директор компании страховой телематики UBI Technologies Игорь Хереш.

По его словам, задача телематической платформы — точно оценивать рисковость водителей. Система состоит из миниатюрного устройства, которое устанавливается в автомобиль (в OBD-разъем или на аккумулятор), и серверной части, где обрабатываются все поступающие с устройств данные.

«Нейросети научились точно оценивать опасные маневры и вероятность наступления ДТП. Телематика точно определяет, было ли ДТП, кто в кого въехал, сколько было ударов, куда и с какой силой и пострадал ли водитель», — объяснил эксперт. Таким образом, рисковость конкретного водителя характеризуется скоринговым баллом, другими словами, это оценка за вождение. Именно она повлияет на стоимость страхового полиса. Чем выше балл, тем безопаснее ездит водитель и тем ниже вероятность, что он попадет в аварию по своей вине.

«Речь идет о том, что, помимо закона, Банк России может выпустить ограничения, которые введут перечень рисков, которые не могут быть учтены для оценки риска.

Поправки в закон об ОСАГО

Для «штрафников» предусмотрен повышенный тариф

ДТП с пострадавшими — одна из причин получения высокого тарифа по ОСАГО

Фото: Илья Бархатов / 74.RU

В третьем и заключительном чтении Госдума приняла поправки к закону об ОСАГО: той, более мягкой версии, которая обсуждалась ещё в конце прошло года. Наиболее значимым изменением является возможность заряжать повышенный тариф для систематических нарушителей. А для ковидных времён в законе прописана возможность покупать ОСАГО без диагностической карты.

Коэффициент нарушений? Нет, его не будет

Растиражированная СМИ версия, что к нарушителям могут применять повышающий коэффициент, неверна. На самом деле страховщикам лишь разрешили устанавливать повышенный базовый тариф для определённых категорий водителей.

Сейчас базовый тариф страховщик выбирает из коридора 2746–4942 рубля, но есть нюанс: тариф должен быть единым для каждой территории. Объясняет директор страхового агентства «Центра страхования» Кирилл Смолин:

— Сегодня для конкретного города, например столицы региона, страховщик обязан выбрать из коридора 2746–4942 рубля какое-то значение базового коэффициента, допустим, 4300 рублей. И все клиенты с пропиской в этом городе будут получать именно этот базовый тариф, который потом умножается на ряд коэффициентов, включая и территориальный. Так вычисляется размер страховой премии.

В новой же версии закона об ОСАГО для конкретной территории можно устанавливать разные значения базового тарифа для аккуратных водителей и регулярных нарушителей. Например, для одного базовая ставка будет 2800 рублей, для второго — 4900. Конкретные значения будут выбирать страховые компании.

Как рассчитывается ОСАГО
Страховщики выбирают базовый тариф из коридора 2746–4942 рубля и умножают его на восемь коэффициентов, которые учитывают мощность двигателя, период использования машины, аварийность водителя (коэффициент бонус-малус), возраст и стаж водителя, территорию использования, срок страхования и наличие грубых нарушений. Последний коэффициент зависит не от штрафов ГИБДД, а от нарушений правил страхования.

Важно не путать этот принцип с системой бонус-малус, при которой водитель, попадающий в ДТП, получает повышенные коэффициенты аварийности (КБМ). В новом законопроекте речь идёт не об аварийности, а именно о количестве грубых нарушений.

За какие нарушения грозит дорогое ОСАГО

Список есть в законопроекте. Во-первых, это пьяная езда, отказ от освидетельствования, побег с места ДТП, а также все нарушения, которые привели к травмам или гибели людей. Для получения высокого тарифа достаточно одного подобного нарушения.

Во-вторых, есть три нарушения, для которых повышенный тариф действует в случае их многократности. Это проезд на запрещающий сигнал светофора (регулировщика), превышение скорости более чем на 60 км/час и выезд на встречную полосу (если запрещено).

Но есть важная оговорка: не учитываются нарушения, зафиксированные автоматическими комплексами. То есть выявить их должен инспектор, установив при этом личность водителя.

Под исключения попадают нарушения, которые повлекли ДТП, сказавшиеся на КБМ водителя, — эта оговорка сделана, чтобы не наказывать водителя дважды (повышенным КБМ и высоким тарифом одновременно).

Есть и ещё одна интересная формулировка: повышенный тариф может применяться при наличии «иных факторов, существенно влияющих на вероятность причинения вреда и на потенциальный его размер». Пока не совсем ясно, что имеется в виду, но, например, под это определение могут попасть владельцы мощных спортивных машин или автомобилей определённой марки.

Как мы будем покупать ОСАГО в будущем

Представители страхового сообщества оценивают закон неоднозначно. Вместо чёткого «коэффициента нарушений» в нём прописано лишь право страховщиков завышать тариф на своё усмотрение, поэтому сумма надбавки для «штрафников» будет зависеть от страховой компании и даже конкретного населённого пункта (ведь базовый тариф выбирается для каждой территории).

По закону полную тарифную сетку страховщик должен опубликовать на своём сайте, указав также, при каких условиях назначается повышенный тариф. Эти условия могут быть разными для страховых — закон не обязывает их назначать высокий тариф для нарушителей, а лишь даёт такую возможность. Например, бывшему лишённику прав за пьяную езду в одной страховой могут предложить слегка повышенный тариф, а в другой — максимальный.

Новый закон вступит в силу через 90 дней после опубликования, то есть не ранее конца лета.

Диагностические карты поставлены на паузу

В законе также прописана возможность продавать ОСАГО без предоставления страховщику диагностической карты техосмотра, но только на период, когда действуют ограничительные меры из-за пандемии. Предельный срок такой «прощёнки» — 30 сентября.

Но если в регионе ограничительные меры отменили раньше, водитель обязан предоставить страховщику диагностическую карту в течение месяца. Если этого не сделать, в случае ДТП по вине автовладельца к нему может быть применён регресс: то есть страховая сначала заплатит пострадавшему, а потом взыщет всю сумму с самого клиента.

Оформлять лёгкие ДТП в период пандемии лучше всего по системе европротокола, тем более с октября прошлого года она стала более щедрой. Только убедитесь, что ДТП подходит под критерии европротокла.

Читайте также:  Проводки при лизинге автомобиля у лизингополучателя

С прошлого года при спорах по ОСАГО автомобилисты обязаны сначала обратиться в страховую, а потом к омбудсмену. Только после этого можно идти в суд.

Как рассчитывается ОСАГО
Страховщики выбирают базовый тариф из коридора 2746–4942 рубля и умножают его на восемь коэффициентов, которые учитывают мощность двигателя, период использования машины, аварийность водителя (коэффициент бонус-малус), возраст и стаж водителя, территорию использования, срок страхования и наличие грубых нарушений. Последний коэффициент зависит не от штрафов ГИБДД, а от нарушений правил страхования.

Какие изменения предусмотрены в новых правилах ОСАГО 2020?

Обязательное страхование гражданской ответственности регулируется российским законодательством: действует федеральный закон об ОСАГО, последняя редакция которого вступила в силу в 2018 году. Нелишним будет напомнить, что данная система страхования, обязательная каждого автовладельца, не ставит задачи застраховать транспортное средство наподобие каско. ОСАГО направлено на страхование гражданской ответственности. Благодаря ему вы:

  • сбережете свои средства, став виновников ДТП.
  • сможете возместить ущерб, нанесенный чужому имуществу, жизни или здоровью.
  • в рамках установленной законом процедуры получите положенную компенсацию, если являетесь потерпевшим.

Не оформив страховку ОСАГО, вы столкнетесь с запретом на вождение автомобильного средства, не сможете поставить его на учет в органах ГИБДД, вынуждены будете своими силами возмещать ущерб потерпевшим в случае аварии, будете постоянно оплачивать штраф за отсутствие страховки ОСАГО. Впервые закон об ОСАГО был принят в далеком 2002 году. С тех пор он неоднократно менялся. Новая редакция закона 2018 года оказалось богатой на внесенные изменения и дополнения, которые коснулись самих полисов ОСАГО, правил возмещения, лимитов по европротоколу и проч.

  • сбережете свои средства, став виновников ДТП.
  • сможете возместить ущерб, нанесенный чужому имуществу, жизни или здоровью.
  • в рамках установленной законом процедуры получите положенную компенсацию, если являетесь потерпевшим.

Госдума приняла закон об индивидуализации тарифов ОСАГО

МОСКВА, 13 мая. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон об индивидуализации тарифов ОСАГО в зависимости от некоторых критериев. Документ инициировала группа депутатов во главе с председателем думского комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

Как отмечается в пояснительной записке, действующая система тарификации ОСАГО не позволяет страховщикам предоставлять скидки с учетом личностных характеристик страхователей, соблюдения ПДД и прочих значимых факторов, а также не предусматривает прекращение практики субсидирования одних категорий страхователей другими.

Закон предусматривает переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, которое базируется на конкуренции и рыночных принципах, отмечается в документе. Страховщики получат право определять самостоятельно подход к применению базовых ставок тарифов в пределах их минимальных и максимальных значений, регулируемых ЦБ. Они также смогут учитывать личностные характеристики страхователя и лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Речь, в частности, идет о наличии у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД. При этом законопроект сохраняет ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО. Как ранее отметил Аксаков, тарифный коридор расширяться не будет, как предполагалось в правительственном варианте аналогичного проекта закона.

В закон включены нормы о необходимости размещения калькуляторов на сайтах страховщиков для возможности расчета страховой премии, также прописана обязанность потерпевшего автовладельца сообщать страховщика о дате, времени и месте проведения независимой технической экспертизы. Авторы документа считают, что реализация и принятие проекта закона позволит улучшить качество предоставляемых по ОСАГО услуг, повысить культуру страхования через регулирование ОСАГО, в большей степени позволяющего страховщикам и страхователям определять условия страхования с учетом индивидуальных особенностей и своих законных интересов.

Предусматривается приостановление до 31 декабря 2020 года действие нормы базового закона о том, что срок действия установленных ЦБ предельных размеров базовых ставок тарифов (их выраженных в рублях минимальных и максимальных значений) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее года. Предельные размеры базовых ставок и коэффициенты страховых тарифов, которые ЦБ установил в период приостановления действия этих норм, не учитываются при исчислении срока действия страховых тарифов, определенного проектом закона. Положения закона применяются к отношениям между страхователями, потерпевшими и страховщиками, которые возникли из договоров ОСАГО, заключенных после вступления в силу документа.

Закон предусматривает переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, которое базируется на конкуренции и рыночных принципах, отмечается в документе. Страховщики получат право определять самостоятельно подход к применению базовых ставок тарифов в пределах их минимальных и максимальных значений, регулируемых ЦБ. Они также смогут учитывать личностные характеристики страхователя и лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Речь, в частности, идет о наличии у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД. При этом законопроект сохраняет ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО. Как ранее отметил Аксаков, тарифный коридор расширяться не будет, как предполагалось в правительственном варианте аналогичного проекта закона.

В России временно разрешили оформлять ОСАГО без техосмотра

В прошлом году были внесены изменения в порядок определения коэффициентов КБМ и возраста/стажа. Вводится новый фактор для определения базового тарифа — фактор наличия грубых нарушений правил дорожного движения

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА)

По словам президента РСА Игоря Юргенса, факторов, которые будут считаться грубым нарушением, сразу несколько.

Во-первых, это состояние опьянения, отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения и если водитель скрылся с места ДТП. Эти обстоятельства могут учитываться страховщиками при заключении договора ОСАГО в течение года по окончании срока наказания

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА)

Кроме того, по словам Юргенса, при определении базового страхового тарифа может учитываться наличие в течение года до заключения договора ОСАГО неоднократных нарушений: проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу и существенное превышение скорости — более чем на 60 км/ч. При этом такие нарушения могут учитываться только в том случае, если они зафиксированы не камерами.

С первого марта по 30 сентября 2020 года при покупке полиса без диагностической карты (техосмотра) страхователь будет обязан представить её в страховую компанию позже. Если он не сделает этого, в случае ДТП страховая будет иметь право взыскать с владельца машины полную компенсацию, выплаченную потерпевшему. Автоюрист Пётр Сорокин отметил, что за исполнением этой процедуры необходимо следить особенно пристально, поскольку не сделавших техосмотр и не предоставивших его в страховую компанию водителей могут обмануть мошенники, действующие под прикрытием крупных страховых фирм.

Виновнику аварии без техосмотра могут насчитать больший ущерб, чем есть на самом деле. Сделать это есть возможность у экспертов, которые за взятку увеличат сумму ремонта или восстановления, а менеджеры страховой по итогам взыскания с виновника увеличенной суммы могут получить бонусы вполне официальные, проведённые по всем бумагам

Свет в конце коридора? Что готовят нам изменения в ОСАГО

Банк России объявил о расширении тарифного коридора ОСАГО, а Российский союз автостраховщиков (РСА) назвал города, где территориальный коэффициент снизится сильнее всего. Как это повлияет на рядовых пользователей автострахования?

До сих пор на стоимость страховки автогражданской ответственности ОСАГО для водителей влияет региональный коэффициент, который для различных субъектов Федерации свой. Работал также коэффициент «бонус-малус», рассчитывающийся исходя из стажа и возраста водителя. Сейчас вступают в действие поправки в закон об ОСАГО, которые дополняют принцип расчета страховки новыми факторами. На первый план выходит индивидуальный подход к каждому водителю. Если человек часто нарушает правила дорожного движения, то и цена полиса ОСАГО возрастает. Но куда денутся региональные коэффициенты, делавшие ранее страховку для Москвы очень дорогой, а для жителей глубинки — очень дешевой?

Банк России объявил о расширении тарифного коридора ОСАГО, а Российский союз автостраховщиков (РСА) назвал города, где территориальный коэффициент снизится сильнее всего. Как это повлияет на рядовых пользователей автострахования?

Цели и задачи федерального закона об ОСАГО

Основные цели и задачи, декларируемые настоящим ФЗ, предусматривают:

  • обеспечение гарантии возмещения ущерба для здоровья и собственности пострадавших в аварии;
  • введение нормативов ОСАГО на всеобщей основе;
  • запрет управления авто без наличия полиса автогражданки;
  • экономическое стимулирование собственников на участие в данной программе страхования.

Указанные положения содержатся в принципах автострахования ОСАГО, отмеченных в ст. 3 закона.

В ст. 5 закона указывается, что договор ОСАГО между клиентом и страховой компанией, должен заключаться в порядке, соответствующем правилам, утвержденным законопроектом № 251-ФЗ, принятым в июле 2013 года.

Для полиса ОСАГО нужно подтвердить право собственности — с 29 октября

В закон об ОСАГО внесли уточнение, что полис покупает владелец машины, а не просто любой гражданин, выступающий страхователем. С 29 октября при заключении договора ОСАГО на еще не зарегистрированную машину нужно будет подтвердить право собственности. Для этого можно предъявить договор купли-продажи или другой документ.

С 29 октября необязательно возить с собой бумажный полис или распечатку электронного. Полис ОСАГО можно предъявить в электронном виде. В законе нет уточнения, что такое электронный документ и может ли им быть снимок на экране смартфона. Возможно, это будет QR-код или еще какой-то формат. Ближе к осени при покупке полиса на всякий случай уточните в страховой компании, а пока возите бумажный документ.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Коммерсантъ-FM, 30 июля 2010 г.

Интервью с Н.В. Галушиным, заместителем генерального директора ОСАО «Ингосстрах», на тему страхования агропромышленных рисков

В студии радиостанции Коммерсант FM заместитель генерального директора компании «Ингосстрах» Николай Владимирович Галушин. Ведущий – Николай, добрый вечер. Н. В.Г. – Добрый вечер. Ведущий – Ну, мы с трудом, конечно, прожили сегодняшний день : дымно, жарко, невыносимо. У меня такой сразу вопрос – как эти месяцы прожили в России люди, которые производят зерно, которые производят молоко, мясо, [. ]

Амител, Барнаул , 12 ноября 2012 г.

Закон об ОСАГО: 10 лет правки

Закону об ОСАГО в этом году исполнилось 10 лет. За это время в него вносились изменения 23 законодательными актами. Одни из последних изменений – от 28 июля 2012 года. При этом пока в официальных изданиях новая редакция закона со всеми внесенными поправками не опубликована. Подробности – в статье редактора сайта auto.amic.ru Светланы Яковлевой.

И вот на минувшей неделе в Госдуму внесен пакет поправок, который предусматривает увеличение лимитов в рамках обязательного страхования. Планку лимита по имущественным рискам представители Российского союза автостраховщиков (РСА) предлагают поднять с 120 тыс. до 400 тыс. руб., а лимит страховых выплат за вред жизни и здоровью граждан – с 160 тыс. до 500 тыс. рублей.

Новые поправки автовладельцы Алтайского края восприняли довольно негативно. Новшества автолюбители оценили как очередное «заглядывание» в карман рядового россиянина. «Совершенно очевидно, что если законопроект примут, то страховщики в очередной раз залезут в карман автовладельцам», – прямо заявил председатель НОО «Федерации автовладельцев Алтая» (ФАА) Виктор Клепиков.

Также алтайских автолюбителей смущает то количество правок, которым подвергался закон об ОСАГО. В этой связи редакция auto.amic.ru попыталась разобраться, какие изменения и когда вносились в федеральный закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Выяснилось, что закон правили довольно часто. Еще до вступления его в силу – с 1 июля 2003 года – текст закона подвергся основательным поправкам. Далее шло поэтапное реформирование закона об ОСАГО. Многие изменения носили технические характер, иные буквально ставили все «с ног на голову». Всего изменения в закон об ОСАГО с 2002 года были внесены 23 законодательными актами: федеральными законами и Постановлением Конституционного Суда РФ.

Итак, сам федеральный закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года, одобрен Советом Федерации – 10 апреля 2002 года. Первые же изменения были внесены в декабре 2002 года – федеральным законом от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».

Поправки приостанавливали обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности с 1 июля по 31 декабря 2003 года. Но эти положения касались только транспортных средств, состоящих на балансе органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также транспортных средств, полученных инвалидами через органы социальной защиты населения.

Следующие изменения были внесены федеральным законом № 77-ФЗ 23 июня 2003 года. В частности, изменения коснулись обязанностей по страхованию гражданской ответственности. Теперь они не распространяется на владельцев «транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» также затронул «многострадальный» закон об ОСАГО.

В частности, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования стали расходным обязательством Российской Федерации, а сами полномочия по выплате этих компенсаций переданы на уровень регионов. Средства на эти цели предусматривались из федерального бюджета в виде субвенций.

В 2005 году в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» поправки были внесены два раза. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 № 6-П статья 5 в части, допускающей произвольное определение Правительством России условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 и 45 (часть 1).

Но при этом положения пункта 1 статьи 4, закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.

Очень важные изменения были внесены федеральным законом от 21.07.2005 № 103-ФЗ в отношении компенсационных выплат. Ранее такая выплата осуществлялась только в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевшего. В результате изменений компенсационная выплата осуществляется не только в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, но и в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего.

В 2006 году изменения вновь вносились два раза и их можно назвать, скорее, техническими. Так, ФЗ № 192 от 25.11.2006 перефразировал третий пункта 2 статьи 9 (наличие или отсутствие страховых выплат), а ФЗ № 266 от 30.12.2006 признал утратившим силу пункт 2 статьи 32 (контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию).

В 2007 году в закон об ОСАГО изменения вносили один раз – ФЗ № 306 от 01.12.2007. Но эти новшества значительно облегчили жизнь владельцев транспортных средств. Из подп. «и» п. 2 ст. 6 закона исключили понятие «внутренняя территория организации», в результате чего обязанность страховщика выплатить страховое возмещение перестала зависеть от места ДТП.

Изменения в закон об ОСАГО предоставили право потерпевшему с 1 марта 2009 года предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего. Такие отношения назвали прямым возмещением убытков. Чтобы потерпевший мог обратиться в страховую компанию, необходимо было одновременное выполнение двух обстоятельств:

Читайте также:  Как при расчете отпускных учитывать изменение зарплаты

а) в результате ДТП вред причинен только имуществу;

б) ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

В 2008 году в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» изменения были внесены уже четыре раза: федеральный закон от № 73 от 16.05.2008 приостановил действие абзаца второго пункта 1 статьи 32 до 31 декабря 2008 года. Изменения от 23.07.2008 № 160-ФЗ были связаны с перераспределением ряда полномочий внутри правительства, когда президент закрепил значительную часть нормотворческих функций непосредственно за федеральными органами исполнительной власти.

ФЗ № 281 от 25.12.2008дополнил закон об ОСАГО положением о том, что регионы смогут наделять свои муниципалитеты полномочиями по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования. А ФЗ № 309 от 30.12.2008исключил одно слово – «природной» – из подпункта «г» пункта 2 статьи 6, оставив формулировку просто «загрязнения окружающей среды».

В 2009 году изменения в ФЗ об ОСАГО вносятся тремя федеральными законами. В частности, ФЗ № 30 от 28.02.2009 прописал положение о том, что страховые компании смогут воспользоваться для собственных «нужд» стратегическими резервами, накопленными за время работы ОСАГО. Но это возможно только в случае, если их отчисления в резервы превысили 10% от так называемых незаявленных страховых случаев.

27 декабря 2009 года в закон об ОСАГО были внесены изменения сразу двумя федеральными законами № 344 и № 362. Изменения затронули статьи 8, 26 и 27 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Автовладельцев защитили от рисков, связанных с состоянием страховой компании.

Изменения позволяли Российскому союзу автостраховщиков (РСА) привлекать средства фонда, предназначенного для выплат по жизни и здоровью, если участник ДТП скрылся или не застрахован по ОСАГО, чтобы расплатиться по долгам недобросовестных компаний, ушедших с рынка.

Кроме того, в результате поправок РСА сам назначал максимальные премиальные для страховых агентов. Ранее этим распоряжались страховые компании. Один из главных моментов – контроль за выделением бланков ОСАГО. Страховой компании теперь приходится подписывать трехсторонний договор на бланки с Гознаком и РСА. В случае необходимости союз страховщиков может приостановить выдачу полисов на время проверок.

В 2010 году закон об ОСАГО также претерпевал изменения три раза. Так, благодаря поправкам ФЗ № 3 от 01.02.2010 года изменен порядок определения размера подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего, учитывая (при восстановительном ремонте) износ заменяемых комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов). При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) износ не может начисляться свыше 80% их стоимости. Кроме того, уточняется понятие «прямое возмещение убытков».

Поправки, вносимые ФЗ № 65 от 22.04.2010 года связаны с тем, что власть усиливает надзор за страховым рынком. В страховое законодательство внесены серьезные изменения, которые касаются величины уставного капитала страховых компаний и порядка их банкротства.

Основное изменение – минимальный уставный капитал страховых компаний увеличен с 30 до 120 млн рублей. Это требование не относится к компаниям, которые занимаются обязательным и добровольным медицинским страхованием.

Поправки, вносимые ФЗ № 392 от 28.12.2010, также касаются обеспечения бланками страховых полисов обязательного страхования. Новшества более детально прописывают контроль за использованием бланков и порядок обеспечения членов профессионального объединения страховщиков бланками страховых полисов.

В 2011 году законодатели не отошли от сложившейся традиции и также поправили закон об ОСАГО три раза. Первые изменения – «формальные» – связаны с принятым законом «О полиции». В этой связи ФЗ № 4 от 07.02.2011 в законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» слова «милиция» в соответствующем падеже заменены на «полиция».

Значительные новшества 1 июля 2011 года привнес ФЗ № 170 (ред. 30.11.2011). Согласно поправкам, с 1 января 2012 года техосмотр легковых автомобилей, грузового и общественного транспорта стал проходить по новым правилам. Новые автомобили, которым не исполнилось трех лет, больше не должны были проходить техосмотр.

Таким образом, пройти техосмотр можно в любом месте по желанию. Максимальные пределы цен на техосмотр рассчитывает Федеральная служба по тарифам, а местные власти могут назначать тарифы, не превышающие установленных федеральным органом.

Кроме того, за повторный техосмотр приходится вновь платить. Проводить техосмотр сможет любой автомобильный дилер или автосервис, но при этом полис ОСАГО не могут продать без талона техосмотра. Вот, пожалуй, краткие итоги глобальных изменений в процедуре техосмотра и «завязанного» на него ОСАГО от 1 июля.

Еще одно изменение, внесенное 11.07.2011 года ФЗ № 200, связано с принятием федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В законе об ОСАГО появилось понятие «информационных систем», прописано требование в конфиденциальности получаемой информации и пр.

В текущем, 2012 году, закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» претерпевал изменения два раза. Не исключено, что в скором времени будет официально внесен и третий пакет поправок. Как говорится, чтобы не отходить от сложившихся традиций.

Итак, 28 июля в закон об ОСАГО внесены изменения сразу двумя законодательными актами. Федеральные законы Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сделали процедуру покупки полиса обязательного страхования более простой.

В частности, отменяется срок действия талона, который был ограничен шестью месяцами. С момента вступления в силу поправок полис ОСАГО можно купить даже в последний день действия талона. Причем талона техосмотра как такового больше нет. Поправки в закон отменяют этот вид документа.

Его заменяет диагностическая карта технического осмотра транспортного средства. Этот документ и необходимо предъявлять страховщику для покупки полиса ОСАГО. Третье новшество – дилерские сервисы также получили возможность проводить процедуру техосмотра.

Таким образом, за 10 лет своего существования федеральный закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» претерпел значительные изменения. К сожалению, не все поправки упростили жизнь автолюбителей, некоторые создали дополнительные проблемы, из-за которых в скором порядке парламентариям пришлось опять же вносить изменения в закон об ОСАГО.

Недавние поправки – один из примеров тому. Будем надеться, что новые изменения в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» будут внесены после более детальной проработки возможных последствий предлагаемых новшеств.

Поправки приостанавливали обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности с 1 июля по 31 декабря 2003 года. Но эти положения касались только транспортных средств, состоящих на балансе органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также транспортных средств, полученных инвалидами через органы социальной защиты населения.

2. Как осуществляется натуральное возмещение?

Если ДТП произошло в результате столкновения двух автомобилей, ответственность всех участников застрахована в рамках ОСАГО и не был причинен вред жизни и здоровью, то заявление о страховом возмещении потерпевший подает в свою страховую компанию (прямое возмещение убытков). В остальных случаях заявление подается в страховую компанию виновника ДТП. Стоит отметить, что с 25 сентября 2017 года вступает в силу пункт поправок, который предусматривает процесс прямого возмещения убытков в случае ДТП с участием более чем двух участников.

Если на договор распространяется действие поправок о приоритете ремонта над выплатой, то в заявлении о страховом случае нужно отобразить информацию о выбранной из списка страховщика СТО, на которой предполагается производить ремонт. Если ни одна из станций, с которыми у страховой компании заключен договор, не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта, можно претендовать на выплату страхового возмещения в денежной форме. Этот факт необходимо обязательно отразить в заявлении. В случае если вы хотите отремонтировать поврежденное транспортное средство в какой-то конкретной СТО, но у страховой компании нет с ней договора, такая возможность законом предусмотрена при наличии письменного согласования от страховщика. Для этого необходимо в заявлении о возмещении ущерба указать полное наименование организации, адрес и платежные реквизиты. В течение 15 рабочих дней, за исключением нерабочих праздничных дней, страховщик должен рассмотреть документы и предоставить либо письменное согласие на оплату ремонта на указанной СТО, либо отказ в таком виде выплаты.

После подачи документов для осуществления выплаты и проведения осмотра ТС страховая компания должна выдать направление на проведение ремонта в течение 20 календарных дней, за исключением праздничных нерабочих дней. Если в заявлении вы указывали станцию техобслуживания, с которой у страховщика не заключен договор, то срок выдачи направления увеличивается до 30 дней. Если страховщик не соблюдает указанные сроки, то вы имеете право на получение неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки.

Если при приеме транспортного средства на ремонт были выявлены скрытые повреждения, расходы по их восстановлению страховщик и станция техобслуживания согласовывают дополнительно. Максимальный срок восстановительных работ, установленный законом, составляет 30 дней. В случае несоблюдения указанных сроков можно взыскать со страховой компании штраф в размере 0,5% от размера выплаты за каждый день просрочки.

Ответственность за нарушение сроков проведения ремонтных работ и ненадлежащее их качество несет страховая компания, выдавшая направление.

Полюса полисов: в Татарстане оценили поправки к закону об ОСАГО

25 мая президент РФ Владимир Путин подписал поправки к закону об ОСАГО. Среди прочего, у страховых компаний появилось право увеличивать ставку тарифа по новым коэффициентам. Один из пунктов отменяет верхний порог стоимости полиса ОСАГО.

Повышение стоимости полисов

По мнению юриста регионального подразделения Федерации автовладльцев РФ Андрея Андриянова, наиболее спорной в новом законе является поправка об отмене верхнего порога стоимости полиса ОСАГО. Если раньше стоимость не превышала суммы трех базовых тарифов, и полис, в среднем, обходился водителю в 10-12 тыс. рублей, то теперь, с учетом всех отрицательных коэффициентов, в том числе и новых, его стоимость может возрасти до 140 тысяч.

Андриянов считает, что наиболее дорогими полисы станут для молодых водителей, возрастом до 23 лет, а также тех, у которых есть штрафы за нарушения ПДД разной степени тяжести. Меньше всего придется заплатить автовладельцам с большим опытом вождения, не попадавших в ДТП, пенсионеров, а также тех, чьи транспортные средства зарегистрированы в сельской местности. По мнению автоюриста, введение коэффициента, который будет зависеть от количества нарушений ПДД, также отрицательно скажется на стоимости полиса для водителей.

Он уверен, что текущая практика страховых компаний, признающая молодых водителей потенциальными виновниками ДТП должна быть пересмотрена.

«Молодым водителям надо наоборот, назначать малые коэффициенты. А наши страховщики думают, что если молодой – сразу нарушитель», – рассказал он.

Автоюрист не исключил, что новые поправки могут повлечь за собой волну судебных исков от водителей. Но суд, скорее всего, будет вставать на сторону страховой компании.

Вице-президент союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров в беседе с РБК Татарстан отметил, что после расширения тарифного коридора ОСАГО чуть более года назад, многие также прогнозировали искусственный рост цен на полисы и их завышение. Но по итогам 2019 года средняя цена, по его словам, оказалась ниже на 5%. Он уверен что и сейчас ситуация будет аналогичной.

Этап инвидуализации тарифа

Рустэм Сабиров считает, что подписанный президентом РФ закон – очередной этап индивидуализации тарифа ОСАГО для водителей.

«После введения закона 17 лет назад, тариф был един независимо от манер езды и хорошие водители, по сути, доплачивали за плохих. А сейчас мы стремимся к тому, чтобы для каждого водителя все было индивидуально», – рассказал он.

Сабиров добавил, что республиканский союз страховщиков ранее уже просил повысить коэффициенты для недисциплинированных водителей до 8 раз. Это, по мнению эксперта, нужно для того, чтобы водителям было максимально невыгодно попадать в аварии и нарушать ПДД.

«Пока что, учитывать будут только те нарушения, которые зафиксированы сотрудниками ГИБДД», – отметил он.

Сабиров отметил, что к принятому закону у страховщиков есть вопросы, и добавил, что необходимо дождаться официальных разъяснений, в том числе и по перечню «иных факторов», влияющих на коэффициенты тарифов.

Андриянов считает, что к введенному подпункту об «иных факторах», влияющих на стоимость тарифа полиса ОСАГО, страховщики смогут отнести, что угодно.

Согласно тексту подпункта «Г» 2 пункта 9 статьи, в качестве фактора установки тарифа страховщики могут использовать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда». При этом перечень факторов или их примеры в тексте поправки отсутствуют.

Падение продаж полисов ОСАГО

По мнению автоюриста, новые поправки могут снизить количество продаж полисов ОСАГО. «Я прогнозирую падение продаж полисов. Сейчас за отсутствие полиса по закону положен штраф – 800 рублей, который можно оплатить с 50% скидкой. Выгодно несколько раз в год оплатить по 400 рублей, чем покупать полис за 12-15 тыс. рублей», – заявил Андрей Андреянов.

Представитель страховщиков Рустэм Сабиров, напротив, не считает, что поправки к закону снизят продажи полисов ОСАГО. Появившаяся разница в тарифах даст стимул водителям для аккуратной езды и ударит по карману тех, кто ездит не по правилам. Он уверен, что полис ОСАГО – «спасательный круг» для автовладельца.

«Любой из нас может быть виновником аварии, и без ОСАГО за это придется платить из своего кармана. Кто-то будет требовать выплаты через суд, а кто-то может и неформальными путями. Я бы не хотел, чтобы на дороги вернулись 90-е годы, когда люди, которые не могли отдать деньги, продавали машины, квартиры и так далее», – подчеркнул он.

«Пока что, учитывать будут только те нарушения, которые зафиксированы сотрудниками ГИБДД», – отметил он.

Кому будут выгодны запланированные поправки в закон “Об ОСАГО”

Самая обсуждаемая сейчас тема в СМИ – форма страхового возмещения и то, кто будет нести ответственность за некачественный ремонт и в каком размере.

Кому выгодно: 1. Страховщику – безусловно. По крайней мере Страхователи им дают право на компенсацию, а не идут сразу в суд, предварительно проведя независимую оценку по поврежденному ТС.

Кстати, УТС (утрату товарной стоимости) еще не отменили по ОСАГО, и всегда у небольшого количества населения останется возможность взыскать данный «Ущерб».

2. Порядочному Клиенту, желающему просто восстановить ТС, на ставящему перед собой задачи «взять по полной, чтобы еще на новый диван хватило». Страхование — это не способ за чужой счет обогатиться, а возможность сохранить (комментарии из ГК РФ в п.1).

Разумеется, не выгодно – автоюристам и желающим за чужой счет разжиться. Но здесь не стоит забывать, что на практике сейчас при выдаче направления на ремонт ряд СТОА выставляют счет Клиенту на оплату «износа». Много вопросов уже по этому поводу. Причем это на добровольной основе. Суммы незначительные, но расставаться со своими кровными никто просто так не хочет.

Даже несмотря на то, что «износ» регламентирован Законом. Всегда должна быть альтернатива, право выбора, но посмотрим, с чем мы столкнемся в будущем. Многие помнят, что ряд поправок были заблокированы в первом же чтении.

Кто это соблюдает? Никто. А какое наказание? А оно есть? Лично я не сталкивался с подобными случаями, несмотря на то, что опыт огромный по урегулированию.

Добавить комментарий