Возмещение ущерба при ДТП: кто выплачивает потерпевшему

Исковое заявление о возмещении ущерба при ДТП

Автострахование считается убыточным, и компании стараются по возможности не выплачивать всю заявленную пострадавшим сумму. Даже «Росгосстрах» отказывал в выплатах и был регулярным ответчиком в судах. Например, в апелляционной инстанции Санкт-Петербургского городского суда в 2018 году каждый месяц рассматривалось несколько требований к «Росгосстраху».

Досудебный претензионный порядок по страховым спорам не является обязательным, но желательно пройти и стадию направления досудебной претензии. Если ответчик просрочивает выплату, на задержанную сумму начисляется пеня. К иску нужно приложить расчёт взыскиваемой суммы, в котором складывается урон, проценты, оценка нематериального урона.

Истец вправе требовать оплату судебных расходов, возместить оплату работы юриста, компенсировать расходы на экспертизу, но эти расходы не входят в цену иска. К судебным расходам также относится госпошлина, которую платит истец; но если иск подаётся к организации и требуется сумма меньше миллиона рублей, то по закону «О защите прав потребителей» такой иск госпошлиной не облагается.

Гражданский кодекс содержит правило о том, что срок исковой давности равен трём годам, но для страховых споров исковая давность снижена до двух лет. Если страхователь подал страховому агенту недостоверные документы, например, талон техосмотра, страховая вправе выдвинуть встречный иск о признании договора ничтожным.

В шапке искового заявления следует указать:

  1. Наименование суда.
  2. Наименование истца и ответчика с адресами.
  3. Цену иска.

Если иск подаётся к физическому лицу и не подпадает под действие закона «О защите прав потребителей», сразу же после цены иска указывается госпошлина (её можно посчитать при помощи калькулятора на сайте суда). Под наименованием суда подразумевается название районного/городского суда (например: «Приокский районный суд Нижнего Новгорода») или участок мирового судьи (для исков до 50 тысяч рублей).

В бланке извещения есть условные изображения легковушки, грузовика и мотоцикла; место повреждения указывается стрелкой. В поле на обороте бланка обязательно указать обстоятельства дорожного происшествия. Предполагается, что шофёр ведёт себя должным образом: находится в трезвом состоянии; отметка об этом делается в специальном поле.

Что входит в страховое возмещение?

Обязательное страхование призвано защитить права стороны, признанной невиновной в дорожном инциденте. Полис ОСАГО компенсирует затраты, связанные с восстановлением ТС после аварии и лечением пострадавшего в аварии человека.

Моральный ущерб и упущенная выгода невиновного лица в страховое возмещение войти не может. Эти виды ущерба покрываются не страхованием, а виновником случившегося.

При соблюдении всех этих обстоятельств ответ на вопрос о том, кто выплачивает страховку при ДТП пострадавшему, однозначен. Страховая компания потерпевшего платит при ДТП с незначительными последствиями и, соответственно, небольшой суммой ущерба по ОСАГО. Если размер компенсаций существенный, то обратиться за ее получением придется в СК виновной стороны.

С чьей страховой компании взыскивается ущерб при ДТП

Закон Российской Федерации обязывает водителей транспортных средств иметь полис обязательного страхования. По оформленному документу собственник автомобиля может рассчитывать на материальные выплаты при повреждении движимого имущества в результате аварийной ситуации. Для получения денежной компенсации водители должны знать, чья страховая компания осуществляет возмещение ущерба при ДТП. Стоит помнить, что начисление выплат производится только в отношении пострадавшей стороны.


Признанный потерпевшим участник вправе обратиться в компанию, с которой заключен договор, или организацию, сотрудничающую с виновником происшествия. Гражданин должен подать прошение о возмещении материального ущерба после ДТП к собственному страховщику при соблюдении определенных условий:

Чья страховая выплачивает ущерб при ДТП по ОСАГО?

Поскольку, страхование автогражданской ответственности является обязательным для всех водителей транспортных средств, полис ОСАГО имеется у большинства автомобилистов. Его отсутствие является административным правонарушением и может наказываться штрафом до 800 рублей.

Конечно, вопрос чья страховая компания выплачивает при ДТП мало кого беспокоит до первого попадания в аварию. Тем не менее, лучше заранее прояснить эти детали.

Итак, наличие страховки ОСАГО не является защитой от повреждений транспортного средства, а страхует ответственность автомобилистов перед остальными участниками дорожного движения. Поэтому, важно понимать, что, будучи признанным виновником в происшествии, водителю не стоит рассчитывать на возмещение ущерба по данному полису.

В соответствии с российским законодательством по ОСАГО выплата компенсации осуществляется только пострадавшей стороне. Ее максимальный размер может достигать:

  • До 400 000 рублей на возмещение ущерба, полученным автомобилем, мотоциклом или иным транспортным средством.
  • До 500 000 рублей на компенсацию причиненного вреда здоровью или жизни потерпевшего в результате аварии.

Поскольку, каждая страховая несет ответственность за своих клиентов, то при ДТП выплаты по ОСАГО производит компания виновного в аварии в пользу потерпевшего. Однако, для получения возмещения обращаться следует в свою страховую компанию.

Если же страховая виновника отказывается от своих обязательств, то пострадавшая сторона вправе обратиться в суд с иском о взыскании положенных сумм.

Если же страховая виновника отказывается от своих обязательств, то пострадавшая сторона вправе обратиться в суд с иском о взыскании положенных сумм.

Особенности возмещения по каско

Если автовладелец, помимо ОСАГО, оформил добровольное страхование, он вправе получить средства на ремонт своего ТС после аварии только по одному из полисов. Возмещение ущерба по каско без ДТП возможно в случае угона, кражи, пожара, техногенных катастроф и прочего. Обращение за компенсацией после аварии по обязательному и добровольному сертификатам одновременно расценивается как попытка незаконного обогащения.


Страховая компания производит выплаты только по действующему полису в пределах установленного лимита. Предъявлять требования лично к виновнику нужно в случае:

Взыскание ущерба с собственника авто

Если у виновного водителя чужого авто нет средств для возмещения ущерба, по закону взыскать их можно с владельца машины. Но это делается только через суд. В ст. 1079 ГК сказано, что собственник источника повышенной опасности, коим является автомобиль, обязан возместить причиненный вред, если не сможет доказать, что это следствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

При этом право владения ТС может определяться правом собственности, оперативного управления, аренды, доверенности на управление или распоряжением соответствующего органа о передаче источника повышенной опасности. То есть за водителя служебной машины расплачивается организация, в которой он работает, а за управляющего ТС по доверенности – лицо, оформившее этот документ, и так далее.


Водитель обязан известить свою СК о случившемся ДТП как можно быстрее. Лучше сразу по факту. В Правилах обязательного страхования гражданской ответственности срок подачи заявление в страховую компанию не указан. Однако имеется привязка к периоду подачи извещения о ДТП. Следовательно, сделать это нужно в течение 5 рабочих дней с момента случившейся аварии.

Выплаты виновнику

Еще один популярный вопрос касается того, может ли виновник ДТП получить страховку по ОСАГО. Ответ здесь отрицательный, поскольку данный страховой полис предусматривает выплату денежного возмещения только пострадавшей стороне.

Более того, в некоторых случаях оплата по ОСАГО при ДТП предполагает подачу встречного иска со стороны страховой компании к виновнику аварии. Например, если виновный вел машину в состоянии опьянения или умышленно причинил вред имуществу, здоровью или жизни других участников движения.

На эту тему имеется отдельная статья: Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП.

Что касается того, выплачивается ли страховка ОСАГО виновнику ДТП, если по итогам разбирательства с него была снята ответственность за случившееся, то ответ положительный.

Если не виновен ни один из участников движения, например, причиной ДТП стал некорректно стоящий знак или плохое покрытие дороги, возмещение будет положено всем пострадавшим. В таких случаях также производится выплата страховки ОСАГО при ДТП.

Читайте также:  Рыночная и кадастровая стоимость земли

Возмещение средств конкретно виновной стороне допускается только по договору КАСКО. Для этого в страховом соглашении должен содержаться соответствующий пункт.

Возмещение средств конкретно виновной стороне допускается только по договору КАСКО. Для этого в страховом соглашении должен содержаться соответствующий пункт.

В каких случаях страховая может заставить виновника ДТП оплачивать его?

Мы уже касались случаев, когда виновник ДТП может быть призван к ответу, получив обязательство оплатить часть или полный объем ущерба, причиненного им в ДТП. В частности, мы рассматривали случаи, когда сумма выплат по ОСАГО может не совпадать с реальной компенсацией потерпевшим, а также когда автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис ОСАГО. И последнее относится как раз к той категории нарушений, которые интересуют нас сегодня: это случаи, когда страховая компания вправе получить от виновника ДТП полную компенсацию выплат, осуществленных ей по договору ОСАГО. Ведь на самом деле, таких условий немало, и все они гарантируют, что закон окажется на стороне страховщика. Давайте рассмотрим их все.

П раво страховщика требовать компенсации выплаченного им ущерба регламентируется Федеральным законом № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а конкретно – соответствующей статьей 14, которая фиксирует «право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред». Теперь давайте рассмотрим эту статью по пунктам и выясним все случаи, когда виновника ДТП могут заставить компенсировать затраты страховой компании.

Подпункт «а» пункта 1 статьи 14 указывает, что «к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего». Иными словами, если при изучении обстоятельств ДТП будет установлено, что виновник ДТП с пострадавшими или погибшими действовал умышленно, страховая вправе через суд в полном объеме взыскать с него все компенсационные выплаты, которые она осуществила.

Подпункт «б» устанавливает право страховщика на регрессное требование к виновнику ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)». То есть, пьяные виновники ДТП будут платить за все сами – во-первых, страховая истребует с них все выплаченные потерпевшим деньги, а во-вторых, потерпевшие вправе потребовать от них дополнительной компенсации ущерба, который не был покрыт максимальной страховой выплатой.

К сожалению, на данный момент у пьяных водителей еще есть лазейка: к пьяным не причисляют тех, кто отказался от освидетельствования или специально употребил алкоголь после совершения ДТП. Однако с 29 октября 2019 года вступят в силу поправки, которые устранят эту недоработку: в подпункт «б» будут включены случаи, когда «указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен».

Подпункт «в» гласит, что страховщик может требовать компенсации от виновника ДТП, если он «не имел права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред». Формулировка довольно широкая: в нее входят как водители, лишенные прав, так и те, кто, к примеру, управлял автомобилем категории, не открытой в действующих правах.

В подпункте «г» указана возможность регрессного требования к виновнику аварии, если он скрылся с места дорожно-транспортного происшествия. Разумеется, для этого потребуется установить личность виновника, чем и пользуются некоторые малодушные личности, стремящиеся избежать заслуженного наказания. Тем не менее, если виновник ДТП будет найден, на него ляжет полная финансовая ответственность за содеянное.

Об этом варианте мы упоминали в отдельном материале: подпункт «д» устанавливает право страховщика на компенсацию его расходов, если автомобиль виновника был застрахован, но сам виновник не был вписан в действующий страховой полис. Разумеется, речь идет только так называемых «закрытых» или «ограниченных» полисах ОСАГО – если он был заключен в отношении неограниченного круга лиц, страховая компания обязана компенсировать ущерб самостоятельно.

Статья 11 закона об ОСАГО устанавливает обязанности водителей при ДТП: в частности, виновник обязан в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию об аварии и не приступать к ремонту или утилизации пострадавшего автомобиля в течение 15 дней после нее, поскольку страховщик в этот период вправе потребовать проведения его осмотра или технической экспертизы. Подпункт «з» статьи 14 устанавливает возможность регрессного иска от страховой в виновному лицу, если «до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы». Проще говоря, если виновник ДТП начнет ремонт или утилизацию машины, на которой он попал в аварию, до истечения срока в 15 рабочих дней, страховая может потребовать от него компенсации своих выплат потерпевшим.

Еще один подпункт под буквой «к» устанавливает ответственность виновника ДТП, даже если он был вписан в действующий полис ОСАГО, но при покупке этого полиса онлайн были указаны недостоверные данные, чтобы уменьшить его цену. Как известно на итоговую стоимость полиса влияют разные коэффициенты – территориальный, возрастной и так далее, и если какой-то из них оказался неверным, что сделало полис дешевле, то такая небольшая «экономия» может обернуться куда боле серьезными затратами при ДТП.

Помимо рассмотренных выше случаев пункт 1 статьи 14 содержит еще два подпункта, которые не актуальны для владельцев легковых автомобилей. Так, подпункт «и» устанавливает возможность регрессного требования страховой к виновнику ДТП, если им стал водитель легкового такси, автобуса, грузового автомобиля, оборудованного для пассажироперевозок, или автомобиля для перевозок опасных грузов, если на указанное транспортное средство нет действующей диагностической карты. Владельцы указанных выше машин обязаны проходить техосмотр дважды в год, а актуальная диагностическая карта – обязательное условие для осуществления страховых выплат.

Второй подпункт, который мы упомянем здесь, еще не вступил в силу: абзац под буквой «л» станет актуален с 29 октября 2019 года. Он указывает, что страховая имеет право на регрессное требование к лицу, ставшему виновником ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям». Обратить внимание стоит на самый конец формулировки: прицепы к легковым автомобилям не входят в число поводов для судебного разбирательства – здесь речь идет о грузовых машинах и прицепах к ним, которые должны фигурировать в полисе ОСАГО.

Статья 11 закона об ОСАГО устанавливает обязанности водителей при ДТП: в частности, виновник обязан в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию об аварии и не приступать к ремонту или утилизации пострадавшего автомобиля в течение 15 дней после нее, поскольку страховщик в этот период вправе потребовать проведения его осмотра или технической экспертизы. Подпункт «з» статьи 14 устанавливает возможность регрессного иска от страховой в виновному лицу, если «до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы». Проще говоря, если виновник ДТП начнет ремонт или утилизацию машины, на которой он попал в аварию, до истечения срока в 15 рабочих дней, страховая может потребовать от него компенсации своих выплат потерпевшим.

Читайте также:  Декретный отпуск: порядок оформления и его длительность

Чья страховая компания выплачивает ущерб

Нередко после оформления бумаг, фиксирующих факт аварии, автомобилист не знает, в какую из страховых компаний ему следует направить заявление о компенсации урона:

  • в организацию, с которой он сам заключил договор;
  • или в компанию, обслуживающую виновника столкновения.

Ответ на вопрос, кто выплачивает ущерб по ОСАГО при ДТП, четко дает закон об ОСАГО.

  1. Пострадавшему автомобилисту следует обратиться к своему страховщику, если соблюдены следующие условия:
    • число машин, участвовавших в дорожном инциденте, 2 или более;
    • никому из участников аварии не был нанесен урон здоровью, и никто из них не погиб;
    • оба водителя имеют действующие полисы обязательного страхования;
    • в результате происшествия не задеты имущественные интересы третьих лиц.
  2. Во всех остальных случаях, где имеет место наличие человеческих жертв или причинение вреда здоровью, пострадавший автолюбитель должен нести заявление в страховую компанию, защищающую ответственность виновника аварии.

Если же инициатор столкновения и вовсе не имеет полиса ОСАГО и при этом отказывается добровольно компенсировать урон, потерпевшему водителю предстоит обращаться в суд, чтобы получить решение о принудительном взыскании денежной компенсации с виновной стороны.

Чтобы своевременно и в полном объеме получить страховую выплату нужно придерживаться четкого порядка действий:

Кто отвечает за ущерб, причиненный в ДТП?

Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия с участием пешехода, виновной стороной всегда признается управляющий автомобилем. Иначе говоря, срабатывает правило — пешеход всегда прав.

Связано это с тем, что автотранспортное средство признано объектом повышенной опасности, поэтому ответственность в случае возникновения этой опасности, несет только его владелец.

Однако, не всегда ответственность за возникновение дорожной аварии несет сидящий за рулем. Если он не является законным владельцем автотранспортного средства, то вина в ДТП автоматически переместится на плечи истинного собственника (того, на которого оформлены все документы на машину).

Аналогичное правило распространяется на случаи, когда владельцем транспортного средства является руководитель (юр. лицо) какой-то фирмы, а в ДТП на нем попадает его подчиненный. В этом случае ответственность по выплате материальной и моральной компенсации также переходит к работодателю.

Как владельцу транспортного средства уйти от возмещения ответственности, если за рулем в момент возникновения аварии сидел кто-то другой? Сделать это можно в случае, если удастся доказать, что дорожно-транспортное происшествие произошло из-за:

  • Непреодолимых обстоятельств;
  • Работников дорожного патруля;
  • Вины самого пешехода;
  • Того, что машину угнали;

Как владельцу транспортного средства уйти от возмещения ответственности, если за рулем в момент возникновения аварии сидел кто-то другой? Сделать это можно в случае, если удастся доказать, что дорожно-транспортное происшествие произошло из-за:

Как обосновать требования о возмещение вреда здоровью при ДТП

Утрата заработка или иного дохода доказывается представлением справки о среднем заработке за период времени, предшествующий наступлению нетрудоспособности.

Если потерпевший имел доход от предпринимательской деятельности, его размер подтверждается налоговой отчетностью.

Утраченный заработок (доход) подлежит возмещению пострадавшему в полном объеме, а не в какой-либо части.

При этом не учитываются никакие социальные выплаты, назначенные потерпевшему, как до повреждения его здоровья, так и после аварии.

Если потерпевший на момент автодорожного происшествия не работал, то размер возмещения рассчитывается исходя из предполагаемого среднего заработка по его профессии и квалификации, сложившегося в регионе проживания.

При этом размер не может быть ниже установленного законом прожиточного минимума. Сведения о среднем заработке запрашиваются из органа статистики.

Требования компенсации расходов на лекарства и средства ухода за больным подлежат возмещению, если данные виды медицинской помощи не входят в программы обязательного медицинского страхования.

К сожалению, лечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) может продлиться чрезвычайно долго и закончиться безысходностью по причине аморфности и беспомощности системы.

Травмы, полученные потерпевшими в дорожно-транспортных происшествиях, нередко требуют квалифицированного и дорогостоящего лечения.

В таких условиях потерпевшие вынуждены лечиться за свой счет.

При невозможности получения своевременной и качественной медицинской помощи в рамках программы ОМС суды идут по пути удовлетворения исковых требований о взыскании фактически понесенных расходов на платную медицинскую помощь на общих основаниях.

К такому применению закона их обязывает Постановление Пленума ВС РФ № 1 от 26.01.2010 г.

Для того, чтобы доказать невозможность получения медицинской помощи в рамках ОМС истец должен предоставить суду копии обращения в медицинские учреждения по вопросам проведения лечебно-реабилитационных мероприятий по программам бесплатной медицинской помощи и письменный отказ в предоставлении необходимой помощи в рамках программы ОМС.

Документами, подтверждающими понесенные затраты признаются договор на оказание платных медицинских услуг, квитанции, чеки, иные платежные документы, подтверждающие расходы на лечение и реабилитацию.

При доказывании истцом нуждаемости в том или ином виде лечения, помощи, средствах восстановления и реабилитации в процессе рассмотрения дела о возмещение вреда здоровью при ДТП следует исходить из медицинских документов, содержащих назначения и рекомендации лечащих врачей.

Источниками доказательств являются истории болезни, выписные эпикризы, заключения медико-социальных экспертиз (МСЭ).

Факт причинения вреда здоровью истца противоправными действиями ответчика подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении или приговором суда по уголовному делу.

Причем эти процессуальные документы должны иметь статус «вступивших в законную силу».

Исковое заявление о возмещение вреда здоровью при дорожно-транспортном происшествии включает в себя основное – требование денежной компенсации расходов на лечение и дополнительные – требования о компенсации морального вреда, возмещении дополнительных расходов, взыскании судебных издержек.

Статьи в помощь:

Утраченный заработок (доход) подлежит возмещению пострадавшему в полном объеме, а не в какой-либо части.

Хозяин аварии

Во всяком случае так посчитал Верховный суд. По мнению юристов, это давно сложившаяся практика. Если виновник аварии – водитель, скрылся, если на него не распространяется ОСАГО, если он вообще не имел права управления транспортным средством, то в случае ДТП и водитель, и собственник машины будут нести либо обоюдную, либо солидарную ответственность. В первом случае она делится пополам, во-втором – устанавливается процентное соотношение степени ответственности.

Некая Четвертакова обратилась в суд с иском к некой Митрофановой о возмещении морального вреда в результате автомобильной аварии. Дело в том, что мать Четвертаковой – Марина Дьякова – погибла под колесами машины, двигавшейся задним ходом. Этим автомобилем управлял гражданин Республики Молдова по фамилии Мисиру. Он скрылся с места происшествия и был объявлен в розыск. Но, судя по всему, розыск не помог. И поэтому свои претензии дочь погибшей обратила на собственника автомобиля.

Читайте также:  Можно ли восстановить документы на списанную машину

Суд первой инстанции, а также апелляционный пришли к выводу, что раз Митрофанова не была за рулем, то она не должна отвечать за последствия аварии. Однако Верховный суд посчитал иначе.

В ходе расследования уголовного дела Митрофанова – владелец источника повышенной опасности – автомобиля, заявила, что передала его Мисиру во временное пользование с последующим возможным выкупом им машины. Однако Мисиру за машину не расплатился и она осталась в собственности у прежней хозяйки.

Более того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем. А также он не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не изучили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи на автомобиль.

Предположение суда первой инстанции, что на момент передачи у Мисиру было действующее водительское удостоверение, ничем не подтверждено. В общем, суды не рассматривали ответственность за передачу управления источником повышенной опасности неизвестному лицу. У которого нет даже страховки.

Суды вообще не стали устанавливать степень вины водителя и собственника автомобиля. А в таких делах это необходимо. Суд должен определить, насколько безответственность собственника автомобиля, а также беспечность его доверенного лица повлияла на создание аварийной ситуации. Это основание для распределения доли возмещения морального вреда.

Буквально сразу за этим интересным решением ВС вынес определение по другому делу. К счастью, там обошлось без погибших. Пострадала только машина. Водитель пользовался ею по доверенности, однако не был вписан в страховку. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что возмещать ущерб должен именно он. Однако Верховный суд указал, что акт передачи собственником машины другому лицу права управления ею, в том числе с передачей ключей и регистрационных документов на автомобиль, подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование. Он не свидетельствует о передаче права владения имуществом. Такое использование не лишает собственника имущества права владения им, а, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.

Напомним, ранее Верховный суд уже указывал, что если не собственник автомобиля совершил ДТП, то и не ему отвечать. Но в последнее время судебная практика изменилась.

Лев Воропаев, адвокат:

– Верховный суд РФ уже на протяжении длительного времени исходит из того, что если водитель, который виновен в ДТП, на момент аварии не имел права управления или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность по возмещению вреда здоровью и иного ущерба возлагается и на собственника транспортного средства, как на лицо, которое не проявило должной заботливости и осмотрительности при содержании своего имущества – автомобиля: передало его в пользование лицу, которое в силу закона не имело оснований к управлению транспортным средством и в отсутствие соответствующего договора страхования ответственности.

Собственникам транспортных средств при передаче своего имущества в пользование другим лицам стоит внимательно проверять наличие у таких граждан права управления и страхового полиса ОСАГО. А в случае продажи автомобиля, тем более иностранным гражданам, стоит забыть про такое понятие, как продажа “по доверенности” и оформлять такую продажу исключительно в соответствии с действующим законодательством. Например, при продаже в рассрочку оформлять соответствующий договор купли-продажи с рассрочкой платежа. И после заключения такой сделки стоит обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы не только избежать последствий, указанных выше, но и не получать штрафы с камер за нового владельца и не платить транспортный налог.

Более того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем. А также он не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не изучили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи на автомобиль.

Структура подаваемого искового заявления

В заявлении о компенсации за принесенный убыток должны присутствовать:

  • дата и время происшествия;
  • подробное описание действий ответчика и пострадавшей стороны;
  • суть претензии;
  • сумма претензии;
  • список прилагаемых документов к иску;
  • подпись заявителя.


В заявлении о компенсации за принесенный убыток должны присутствовать:

Определение степени тяжести

Только судебно-медицинская экспертиза может представить документы по определению величины вреда, нанесённого при аварии. Данные обследования будут проведены специалистами в области судебной медицины. В случае необходимости могут быть приглашены специалисты других профилей, таких как наркологи, психиатры, гинекологи, терапевты, травматологи и другие. Услуги частных компаний к данной экспертизе не привлекаются. Экспертиза проводятся только лишь госучреждениями.

Основаниями для заключений комиссии, созданной на основе приказа от следственных органов, являются:

  • фотографии;
  • протоколы;
  • медицинские карты и результаты анализов;
  • свидетельские показания;
  • отчетов врачей скорой помощи, прибывших на место столкновения.

Если есть необходимость, то пострадавшие приглашаются для повторного осмотра.

Правило № 522, Медицинские критерии №194 регламентируют определение качества и серьёзность нанесённого вреда жизни и здоровью человека.

Эти документы определяют 3 степени вреда:

Лёгкая степень. Она характеризуется:

  • трудоспособность потеряна на 10%;
  • нетрудоспособность составляет до 3 недель.

Средняя степень тяжести. Она характеризуется:

  • трудоспособность потеряна на 10 – 30 %;
  • нетрудоспособность составляет от 3 недель до 4-х месяцев.

Тяжелая степень причинения вреда. В этом случае возбуждается уголовное дело, виновный будет посажен за решётку на срок от 3 до 9 лет. Лишение прав осуществляется на срок до 3 лет.

В результате причинения вреда тяжелой степени, пострадавший, скорее всего, останется инвалидом, так же будет ограничена способность в труде.

Вред характеризуется следующими категориями травм:

  • сложные множественные переломы;
  • вывихи суставов со смещением;
  • тяжелые травмы головы (сотрясения различной степени тяжести, ЧМТ);
  • ожоги III и IV степени;
  • наступление глухоты, потеря зрения или способности говорить;
  • замершая беременность или выкидыш у девушек;
  • развитие различных видов недостаточности (сердечной, почечной и др.);
  • тяжелое психо-эмоциональное состояние и другое.

По результатам проведения судмедэкспертизы будет предложено заключение, в котором определена степень причинённого человеку вреда.

  • фотографии;
  • протоколы;
  • медицинские карты и результаты анализов;
  • свидетельские показания;
  • отчетов врачей скорой помощи, прибывших на место столкновения.

Если при аварии 3 пострадавших

В случае, если при ДТП трое пострадавших лиц, то они имеют право обратиться с заявлением о страховой выплате в страховую компанию виновника, так как обращение в свою страховую компанию возможно только при определенных условиях (наличие двух ТС при ДТП, вред причинен только ТС), т.е. условия ПВУ не соблюдены.

При возникновении страхового случая, потерпевший обязан обратиться в страховую компанию за соответствующей выплатой в счет возмещения ущерба в установленный срок, если намерен ее получить, согласно ст.11 Закона № 40-ФЗ. Для этого ему необходимо предоставить ТС для проведения независимой экспертизы, осмотра и (или) оценки, по результатам которой страховщик примет решение о предоставлении выплаты (п.10 ст.12 Закона № 40-ФЗ). В случае, если потерпевший не обратился в страховую компанию, он имеет в рамках гражданского судопроизводства требовать с виновника аварии на основании ст.1082 ГК РФ возмещение причиненных убытков либо согласно ст.1085 ГК РФ возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью. Если иск будет подан сразу в суд, без обращения потерпевшего в страховую компанию, требования не будут удовлетворены, так как в данном случае действует досудебное урегулирование спора.

Добавить комментарий