Сроки давности по налоговым правонарушениям

Привлечение к ответственности за неуплату налога (ст.120, ст.122 НК РФ)

За неуплату или неполную уплату налога (ст.120 НК РФ), а также за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 122 НК РФ) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности.

На практике зачастую возникает много споров по привлечению к ответственности по указанным статьям НК РФ. Данной ситуации следует учитывать выводы Конституционного Суда РФ в Определении от 18.01.2001г. № 6-О «По запросу Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа о проверке конституционности п.1 и п.3 ст.120 НК РФ и п.1 ст.122 НК РФ». Составы правонарушений, предусмотренных п.1 и п.3 ст.120 НК РФ и п.1 ст.122 НК РФ, не имеют четкого разграничения:

в п.1 ст.122 НК РФ под неуплатой или неполной уплатой налога помимо занижения налоговой базы и какого-либо неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействия) прежде всего, имеется ввиду занижение или сокрытие налогоплательщиком доходов, сокрытие объектов налогообложения, отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения, то есть нарушение правил учета доходов и расходов налогооблагаемой базы, ответственность за которое установлена п.1 и 3 ст.120 НК РФ.

Согласно пп.1 п.1 ст.101 НК РФ привлечение к ответственности за неуплату налога начинается с момента принятия руководителем налогового органа решения (постановления) «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения». Решение о привлечении к ответственности за неуплату налога может быть принято в течение 3-х лет (см. ст.113 НК РФ). Если налоговый орган не вынесет такое решение в установленный законом срок, после истечения этого срока, такое решение исполнению не подлежит, а суд, рассматривающий иск о взыскании санкций по решению, принятому после истечения срока давности, должен отказать налоговому органу в иске.

Статья 115 Налогового кодекса РФ устанавливает сроки для обращения налоговых органов в суд с иском о взыскании налоговой санкции (штрафа) – он составляет три месяца со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Таким образом, исковая давность по взысканию санкций (штрафов) за совершение налогового правонарушения составляет 3 месяца.

Во избежание привлечения к налоговой ответственности и налоговых споров бухгалтеру следует уделять внимание на наличие и оформление оправдательных документов.

в п.1 ст.122 НК РФ под неуплатой или неполной уплатой налога помимо занижения налоговой базы и какого-либо неправильного исчисления налога и других неправомерных действий (бездействия) прежде всего, имеется ввиду занижение или сокрытие налогоплательщиком доходов, сокрытие объектов налогообложения, отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения, то есть нарушение правил учета доходов и расходов налогооблагаемой базы, ответственность за которое установлена п.1 и 3 ст.120 НК РФ.

Чего ни в коем случае не делать

Сдавая уточненку, вы автоматом даете налоговикам право в ближайшие три месяца требовать с вас грузовик документов. По сути, начинается заново перетряхивание того белья, которое вы давно уже сдали в утиль и надеетесь о нем забыть.

У оставшихся двоих интересуемся целью визита. «Ну, мы на самом деле пришли, потому что не получили ответа на наш запрос по предоставлению документов за 2013-2014 годы».

Срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц

НК РФ устанавливает обязательство всех граждан платить обязательные сборы в казну государства. При нарушении сроков оплаты налоговый орган имеет право принять меры по принудительному возврату средств. Законом определены временные рамки для предъявления неплательщику претензий. Какой срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц, и как происходит взыскание недоимки?

  • статуса;
  • типа сбора;
  • величины долга.

Истекший срок давности по налогам в 2018 году

Налогоплательщика не могут привлечь к ответственности, если со дня совершения налогового нарушения прошло более 3-х лет. К исключению относят ситуации, когда лицо активно препятствовало проведению проверки со стороны налоговиков.

ИФНС может обратиться в суд при сумме долга частного лица по налогам (пени, сборам, штрафам), который превышает 3 тыс. руб., в течение полугода с момента, когда истек период исполнения соответствующего требования НК РФ.

Если долг не превышает 3 тыс. руб., контролирующий орган может обратиться в судебный орган на протяжении шести месяцев после истечения 3-летнего периода. При этом судья вправе возобновить пропущенные сроки давности.


Сроки обращения в суд сокращаются для налоговиков до полугода в ситуациях, если должник-физлицо не является ИП.

Покой нам только сниться или какую «бомбу» готовит ВС?!

Совсем недавно, а именно 6 июня текущего года Верховный суд рассмотрел проект постановления «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», который по сути заменит пока действующее Постановление Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 64.

В данном документе Пленум ВС РФ дает долгожданные разъяснения по применению самых популярных на практике статей по налоговым преступлениям, посвященных неуплате налогов физическими лицами, организациями, налоговыми агентами, сокрытие имущества, за счет которого должно производиться взыскание налогов (ст. 198,199, 199.1,199.2 УК РФ). Но особое внимание следует уделить предложению ВС РФ считать неуплату налогов длящимся преступлением, именно оно вызвало бурю эмоций в бизнес-сообществе! И на то есть серьезные основания. В проекте указано, что преступления по статьям 198, 199, 199.1 УК РФ являются длящимися, т.е. сроки давности уголовного преследования исчисляются с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности, в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки. Следовательно, если компания недоплатила налоги в бюджет лет эдак 15 назад, руководитель/собственник компании будет жить, как на «пороховой бочке», т.к. его могут осудить за неуплату этих «древних» налогов в любой момент. Можно сказать, что Верховный суд предложил отменить срок давности по налоговым преступлениям.

Получается, что уголовное дело по налоговому составу можно будет возбуждать по прошествии любого срока в случае наличия недоимки! Вот такой неожиданный «сюрприз» для бизнеса и огромное «непаханое поле» работы для правоохранительных органов может подготовить в самое ближайшее время ВС РФ.

Виды сроков давности по уплате налогов

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

Срок исковой давности в 6 месяцев или 2 года касается непосредственно взыскания недоимки по налогам.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

Срок давности по налоговым правонарушениям

  • Главная
  • /
  • Статьи и публикации
  • /
  • Срок давности по налоговым правонарушениям

Срок давности привлечения к налоговой ответственности установлен ст. 113 НК РФ. Он составляет 3 года:
со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности – в отношении правонарушений, предусмотренных ст.ст. 120 и 122 НК РФ;
со дня совершения налогового правонарушения – в отношении остальных правонарушений.

Читайте также:  Основания приостановления исполнительного производства

Понятие налоговой давности

Под сроком налоговой давности обозначается период, на протяжении которого ФНС может взыскать образовавшуюся задолженность в принудительном порядке. Отсюда следует, что налоговики могут взыскать с должников задолженность лишь в том случае, если обращение в суд произошло до истечения предусмотренных законом временных интервалов.

Однако здесь есть один нюанс. Срок налоговой давности устанавливается для привлечения нарушителей к ответственности. Основные положения по этому вопросу раскрываются в ст. 113 Налогового Кодекса РФ. Это означает, что к человеку/организации, нарушившим порядок уплаты налогов не могут применяться карательные санкции, предусмотренные положениями КоАП или Уголовного кодекса. При этом обязанность погасить образовавшуюся задолженность, никуда не исчезает.

Если обратиться к п.1 ст. 113 НК РФ можно понять, что срок налоговой давности определяется как 3 года с момента совершения налогового преступления либо со следующего дня по окончании расчётного периода. Второй момент касается правонарушений, подпадающих под действие статей 120, 122, 129.3 и 129.5 Налогового кодекса.

Если обратиться к п.1 ст. 113 НК РФ можно понять, что срок налоговой давности определяется как 3 года с момента совершения налогового преступления либо со следующего дня по окончании расчётного периода. Второй момент касается правонарушений, подпадающих под действие статей 120, 122, 129.3 и 129.5 Налогового кодекса.

Какие сроки предусмотрены законодательством

Исковая давность по налоговым правонарушениям имеет особенности и существенно отличается в зависимости от субъекта правонарушения.

Оплату взыскивают на основании судебного приказа или решения суда.

Определение срока давности за совершение налогового правонарушения в особых случаях

На практике немало вопросов вызывает необходимость определения срока давности по нарушениям, определенным ст. 122 НК. Согласно нормам этой статьи, нарушением является неуплата (полная или частичная) налогов по причине:

  • умышленного занижения размера налоговой базы, используемой при определении размера обязательного платежа;
  • возникновения иных ошибок, ведущих к искажению размера налога;
  • иных манипуляций, совершенных налогоплательщиком.

Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ расчет продолжительности срока давности по этой статье начинается сразу же после того, как закончится период, в котором налогоплательщиком была допущена неуплата. Именно этим правилом руководствуются налогоплательщики при определении срока, в течение которого налоговый орган может применить к ним санкции.

Однако плательщики должны уплатить налог в течение определенного времени после того, как закончится период, в котором он был начислен. Срок, отведенный для уплаты, устанавливается индивидуально для каждого вида налога. Правонарушение, если оно будет совершено, может быть зафиксировано только после того, как пройдет срок, отведенный законодателем на его уплату.

Именно такой подход должен быть использован при определении срока давности для нарушителей, своевременно не внесших в бюджет налог на прибыль. В соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ, он должен быть уплачен не позднее 28 марта года, следующего за годом, в котором у налогоплательщика сформировалось обязательство по его уплате. О нарушении определенного законодателем срока, согласно абз. 13 п. 2 ст. 11 НК РФ, можно говорить лишь после наступления указанной даты. Это значит, что срок давности по налогу на прибыль, внести который необходимо до 28.03.2017 включительно, исчисляется с 29.03.2017.

Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ расчет продолжительности срока давности по этой статье начинается сразу же после того, как закончится период, в котором налогоплательщиком была допущена неуплата. Именно этим правилом руководствуются налогоплательщики при определении срока, в течение которого налоговый орган может применить к ним санкции.

Приостановка срока давности

В ст. 113 НК РФ сказано, что течение указанных сроков в некоторых случаях приостанавливается. Это разрешается делать лишь в ситуациях, когда правонарушитель целенаправленно и умышленно мешал проверке, что не дало возможности уполномоченным органам ее провести и определить реальные суммы налоговых взносов.

Течение срока исковой давности признается остановленным на время с той даты, когда был составлен специальный акт.

Возобновиться же оно может лишь в момент прекращения обстоятельств, препятствовавших проверке. Что считается таким обстоятельством? Приведем примеры:

  • когда охрана организации или иные уполномоченные лица не пускают инспекторов на территорию компании;
  • сотрудники не предоставляют проверяющим должностным лицам необходимые документы.

Необходимо обратить внимание на то, что в реальности срок давности приостанавливается крайне редко, поскольку обычно никто не мешает проверкам со стороны налоговых органов. А иных обстоятельств, на основании которых можно приостановить срок давности, законодательством не установлено.

Поэтому причины, которые порой приводят в оправдание инспекторы налоговой, не рассматриваются судами, как уважительные. Рассмотрим пример из судебной практики, когда суд стал на сторону ответчика.

Арбитражный суд рассматривал дело, в котором одно акционерное общество уклонялось от внесения в бюджет установленных НК платежей. Налоговые инспекторы утверждали, что имелось препятствие проведению выездной проверки, однако доказательств никаких не предоставили.

Ссылались они лишь на схему уклонения от налогообложения. Для суда это не имело никакого значения, поскольку все документы, которые инспекторы требовали от организации, она предоставляла. Так, ФАС отметил, что умышленных помех проверке не было создано, поэтому приостановка неправомерна.

  • когда охрана организации или иные уполномоченные лица не пускают инспекторов на территорию компании;
  • сотрудники не предоставляют проверяющим должностным лицам необходимые документы.

Срок налоговой давности

Автор: Елькина Наталья Владимировна, налоговый адвокат

В практике налогового консультирования довольно часто приходится сталкиваться с вопросами налогоплательщиков о сроках давности по налогам, пеням, штрафам (далее– налоги или налоговые долги). В ситуациях, когда налоговые органы доначисляют и взыскивают налоги за давно прошедшие периоды, налогоплательщиков, как правило, интересует установлен ли в законодательстве предельный срок, в течение которого инспекция имеет право взыскать долг с налогоплательщика.

Как таковые, понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) не определены. В НК также не упоминается и срок исковой давности, который знаком нам из норм гражданского законодательства. В тоже время, нормы Гражданского кодекса к налоговым правоотношениям не применяются (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса).

Хотя срок налоговой давности в НК не установлен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Это подтверждает и судебная практика.

Так, согласно п. 37, п.60 Постановления Пленума ВАС РФ №57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пропуск инспекцией сроков выявления долгов, в том числе нарушение инспекцией сроков проведения контрольных мероприятий, а также сроков взыскания налогов – является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика.

Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана налоговым органом по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

Таким образом, в отсутствие законодательного определения в НК, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга с налогоплательщика, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность долг взыскать.

Если говорить о длительности срока налоговой давности, то в ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК определены:

сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом: инспекция может проверить период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения налоговой проверки – в совокупности не более двенадцати месяцев для выездных налоговых проверок, не более 7 месяцев для камеральных проверок – п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК;

срок, для направления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга: 20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК;

срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке: не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);

срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга: шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет денежных средств налогоплательщика), либо два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга (при взыскании за счет имущества) – ст. 46-48 НК.

В совокупности, если сложить все перечисленные сроки на выявление и взыскание долга, срок налоговой давности составит от четырех до шести лет с момента окончания налогового периода, в котором долг образовался.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

Читайте также:  Наследство / Наследование по завещанию

В настоящее время, в связи с отсутствием в НК прямой и понятной нормы о сроке налоговой давности, суды неоднозначно решают подобные вопросы. В практике судов встречаются решения, где суды не принимают во внимание наличие в НК специальных сроков выявления и взыскания налоговых долгов (по сути норм о сроке давности), но применяют нормы гражданского законодательства о сроках исковой давности либо даже статьи Гражданского кодекса о неосновательном обогащении (см. например: Апелляционное определение Ростовского областного суда от 04.07.2016 по делу № 33а-10966/2016).

Представляется, что исправить ситуацию помогло бы включение в НК, по аналогии с Гражданским кодексом, отдельной нормы о сроке налоговой давности. Это позволило бы всем участникам налоговых правоотношений, а также судам без труда определять потенциальную безнадежность взыскания конкретного налогового долга.

В текущей ситуации, при получении требования налогового органа об уплате налога за давно прошедший период, налогоплательщикам можно порекомендовать обязательно проверить соблюдение инспекцией сроков налоговой давности.

Ориентироваться следует на срок налоговой давности от четырех до шести лет с момента образования налоговой задолженности. Фактическая длительность срока в конкретной ситуации определяется по совокупности сроков, установленных НК для выявления и взыскания налогов (ст. 46-48, 69, 70, 89, 100 НК РФ). Если возможность принудительного взыскания долга утрачена, можно указать на это налоговому органу, предъявившему требование об уплате давнего долга. О пропуске сроков нужно заявить и в суде, если налоговый орган все же решит взыскивать потенциально безнадежный ко взысканию долг.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг был выявлен (поводилась камеральная/выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля). Также на длительность срока налоговой давности влияет способ взыскания долга с налогоплательщика – взыскивается долг за счет денежных средств либо за счет имущества.

Подробнее о сроках давности

В РФ днем уплаты подоходного налога физлиц за предыдущий финансовый год является 15 июля. В случае обнаружение налоговой службой неуплаты вами налога в срок, вы будете считаться совершившим налоговое правонарушение.

При этом вас не смогут наказать, если срок давности правонарушения истек. Исчисление же производится со следующего дня после окончания налогового периода — то есть с 16 июля.

Под сроком давности подразумевается законодательно определенный период с момента просрочки уплаты налога и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности. Согласно ст. 113 НК в России срок давности по налоговым правонарушениям составляет 3 года. Если упростить, это выглядит так:

Для уголовных преступлений — в том числе, неуплат в крупном и особо крупном размере — ст. 78 УК РФ установлены иные сроки давности:

  • 2 года для преступления небольшой тяжести;
  • 6 лет для преступления средней тяжести;
  • 10 лет для тяжкого преступления;
  • 15 лет для особо тяжкого преступления.

Определение конкретного срока не значит, что можно затаиться где-нибудь на 3 года и спокойно переждать. Как отмечает в своем блоге специалист в области оптимизации международного налогообложения Хулио, даже нахождение за границей в момент, когда налоговая обнаружит неуплату, не спасет от взыскания:

Без тебя подадут на тебя в суд и, скорее всего, рассмотрят дело в твое отсутствие, Примут решение, передадут дело судебным исполнителям. Если у тебя останется в России то, что можно взять – счета в банке, квартира – наложат арест. Возможно, продадут. Приедешь – а твоя квартира уже продана. Если ничего нет – разберутся с тобой когда вернешься. В аэропорту встречать не будут, дадут до дома доехать. На квартире будет ждать засада из оперативников.

Кроме того, течение срока давности может быть приостановлено. Например, если нарушитель активно противодействовал проведению выездной налоговой проверки, сделав невозможным определение точных сумм, подлежащих уплате. Это значит, что отсчет срока будет заморожен до момента, пока налоговая проверка не будет совершена, и продолжится только после неё.

При этом человек может избежать уголовного преследования в случае совершения преступления впервые и полном внесении всех неуплат и штрафов в бюджет.

Понятие срока давности по налогам в соответствии с Налоговым кодексом РФ

Срок давности привлечения к налоговой ответственности установлен ст. 113 НК РФ. Он составляет 3 года:
со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности – в отношении правонарушений, предусмотренных ст.ст. 120 и 122 НК РФ;
со дня совершения налогового правонарушения – в отношении остальных правонарушений.

Выходит, ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения (ст. 120 НК РФ) и неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) (ст. 122 НК РФ) может быть применена в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в течение которого были совершены данные правонарушения.

В 2006 г. в НК РФ были внесены изменения, на основании которых разделялось начало течения срока давности по налоговым правонарушениям. Однако ВАС РФ не давал по этим изменениям своих рекомендаций и арбитражные суды по наитию применяли трехлетний срок давности с момента непосредственного совершения правонарушения в отношении всех налоговых правонарушений. В декабре 2011 года ВАС РФ прекратил порочную практику и самостоятельно подтвердил, что норма ст. 113 НК РФ должна применяться безоговорочно ко всем статьям. В первую очередь это касается «годовых» налогов – НДФЛ, налог на прибыль и налог на имущество организации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Комментарий к Статье 113 НК РФ

В п. 1 комментируемой статьи дается определение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

Срок давности привлечения к ответственности следует отличать от срока давности взыскания налоговых санкций. Последний представляет собой срок, до истечения которого налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции (не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления об этом акта).

Срок давности привлечения к ответственности – это срок, по истечении которого лицо (совершившее налоговое правонарушение) не может быть привлечено к ответственности.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, не может быть привлечено к ответственности, если истекли три года:

– или со дня совершения данного правонарушения. Этот день определяется в зависимости от вида налогового правонарушения. Так, если нарушен срок представления данных об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ), то днем совершения указанного правонарушения является день, следующий после истечения последнего дня 10-дневного срока, предусмотренного в п. 2 ст. 23 НК РФ;

– или со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это налоговое правонарушение. При этом следует иметь в виду, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени (например, квартал) применительно к отдельным видам налогов (НДС, акцизы и т.д.), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ).

Долгое время в правоприменительной практики не было однозначного понимания, какое событие прекращает течение срока давности.

Так, в п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 указано, что при применении судами срока давности судам надлежит исходить из того, что в контексте ст. 113 НК РФ моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленном Налоговым кодексом РФ порядке и сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности.

В то же время в п. 4.2 мотивировочной части и п. 1 резолютивной части Постановления КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П указано, что течение срока давности привлечения к налоговой ответственности прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за эти правонарушения.

С 2007 г. в Кодексе четко закреплена норма, подтверждающая позицию, высказанную в п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ N 5. А именно: трехлетний срок давности, по истечении которого лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, рассчитывается со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности:

Читайте также:  Заказать кадастровый паспорт земельного участка

а) трехлетний срок исчисляется в календарных годах;

б) отсчет трехлетнего срока начинается со следующего (после совершения налогового правонарушения или окончания соответствующего налогового периода) дня;

в) исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении следующих правонарушений:

– нарушения срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

– уклонения от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ);

– нарушения срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

– незаконного воспрепятствования доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124 НК РФ);

– несоблюдения порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ);

– непредставления налоговому органу сведений о налогоплательщике (ст. 126 НК РФ);

– неправомерного несообщения сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ);

– отказа эксперта, переводчика, специалиста от участия в налоговой проверке, дачи заведомо ложного заключения или осуществления заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);

г) со следующего после окончания налогового периода дня исчисляется срок давности по следующим налоговым правонарушениям:

– грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

– неуплате или неполной уплате сумм налога (ст. 122 НК РФ).

С другой стороны, в комментируемой статье не имеются в виду следующие виды нарушения законодательства о налогах:

– нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ);

– нарушение срока исполнения банком поручения о перечислении налогов (ст. 133 НК РФ);

– неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 134 НК РФ);

– неисполнение банком решения о взыскании налога (ст. 135 НК РФ);

– нарушение, связанное с порядком исчисления и уплаты сборов (ст. 8 НК РФ).

С 2007 г. в ст. 113 НК РФ введен п. 1.1. В нем оговорено, что течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Заметем, что положения, установленные в п. 1.1 ст. 113 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ), закрепляют на законодательном уровне выводы, сделанные в п. 5.2 уже упоминавшегося Постановления Конституционного Суда РФ N 9-П. Напомним: в указанном пункте Постановления содержатся следующие выводы:

“. принципы справедливости и юридического равенства и неразрывно связанный с ними в качестве одного из их аспектов принцип пропорциональности (пропорционального равенства), обусловливая обеспечение одинакового объема юридических гарантий всем налогоплательщикам, применительно к действию нормы о сроках давности по кругу лиц предполагают необходимость дифференцированного подхода к тем налогоплательщикам, которые, противодействуя налоговому контролю и налоговой проверке, использовали бы положение о сроках давности вопреки его предназначению, в ущерб правам других налогоплательщиков и правомерным публичным интересам.

Если же в случае противодействия налогоплательщика осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки налоговые санкции не могли бы быть наложены по одной лишь причине истечения трехлетнего срока давности, при том что в действующей системе правового регулирования не допускается возможность их прерывания или приостановления, возникала бы – вопреки принципам юридической ответственности, имеющим общее регулирующее воздействие и обусловливающим действительный смысл и предназначение нормы о сроке давности привлечения к налоговой ответственности, – возможность злоупотребления закрепленным статьей 113 НК РФ правом не быть привлеченным к налоговой ответственности по истечении срока давности. Налогоплательщик, не представивший необходимые документы в срок и противодействовавший проведению налоговой проверки, что привело к пропуску сроков давности и, следовательно, сделало невозможным применение к нему налоговых санкций (в частности, при совершении им деяний, предусмотренных статьями 119, 120 и 122 НК РФ), получил бы неправомерное преимущество перед тем налогоплательщиком, который совершил такие же деяния, однако не препятствовал проведению налоговой проверки и был с соблюдением срока давности привлечен к налоговой ответственности.

Тем самым в противоречие со статьями 6 (часть 2), 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации были бы грубо нарушены принципы равенства всех перед законом и судом и несения гражданами Российской Федерации равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и вытекающие из них принципы налогообложения, такие как юридическое равенство налогоплательщиков, всеобщность и соразмерность налогообложения, равное налоговое бремя, – применительно к реализации мер юридической ответственности за невыполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, выразившееся в совершении деяний, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве налоговых правонарушений; это привело бы также к деформации других принципов налоговой ответственности, таких как справедливость, соразмерность и неотвратимость, что в правовом государстве недопустимо. Кроме того, был бы нарушен конституционный принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3 Конституции Российской Федерации), что в конечном счете означало бы нарушение относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации положения, согласно которому в правовой системе Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

В связи с этим оспариваемые положения статьи 113 НК РФ не могут истолковываться как предполагающие, что установленный ими срок давности распространяется равным образом как на тех налогоплательщиков, которые соблюдают свои обязанности при осуществлении налогового контроля, так и на тех, которые такому контролю противодействуют. Применяя их при рассмотрении дел о налоговом правонарушении, суд, исходя из принципов самостоятельности судебной власти и справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия (статьи 10 и 120 Конституции Российской Федерации), вправе, не ограничиваясь одной лишь констатацией пропуска срока давности привлечения налогоплательщика к ответственности, учесть иные обстоятельства, в частности по ходатайству налогового органа проверить, имели ли место неправомерные действия со стороны налогоплательщика, препятствующие нормальному ходу контрольных мероприятий и направленные на их затягивание по времени.

Как следует из статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и конкретизирующих ее положений пункта 6 статьи 108 НК РФ, части 1 статьи 65 АПК РФ и части 1 статьи 56 ГПК РФ, обязанность по доказыванию возлагается на налоговый орган; в условиях состязательности процесса он должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд же в соответствии со статьей 71 АПК РФ и статьей 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; каждое доказательство подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Таким образом, положения статьи 113 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключают для суда возможность в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки признать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации”.

Хотел бы также обратить внимание, что положения п. 1.1 ст. 113 НК РФ распространяются только противодействие проведению выездной налоговой проверки.

Как указал КС России, положения ст. 113 Кодекса по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключают для суда возможность в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки признать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации.

Добавить комментарий